Dawntrail совершенно неожиданным образом оказался самым противоречивым эпизодом Final Fantasy XIV. Возможно, из-за того, что предыдущие два были запредельного качества шедеврами уровня фф12, а этот… ну норм.
Для меня Dawntrail оказался тем, чего я и ждал. Конечно же, это не мог быть шедевр уровня Shadowbringers или Endwalker, потому что 1) эти две части сетапились на протяжении многих лет, 2) написавшая их сценаристка Нацуко Исикава занялась новым проектом и 3) Dawntrail изначально заявлялся как простенький пляжный эпизод. Так что претензий к нему мало.
При этом Dawntrail делает очень правильную вещь в плане выбора своего формата. Для меня JRPG традиционно были про большое путешествие по удивительным краям в компании ярких персонажей. Это то, чего не хватало, например, A Realm Reborn, где герой облетал три больших города сразу же в начале, а потом топтался на месте, бегая по ним туда-сюда, решая местечковые проблемы. И это было не особо интересно. В Heavensward верный рецепт был использован — и это сразу всё поменяло.
Stormblood же оказалась серединка на половинку. Половина локаций там была одинаковой и очень скучной, как и центральная сюжетная линия про освобождения этих одинаковых локаций от имперского гнета. Но другая половина — красота. Город на дне морском, бескрайние степи с племенами с разными культурами — всё это было ярким и запоминающимся. Dawntrail берёт за основу хорошую половину Stormblood.
Вся Dawntrail — это большое путешествие по новым местам. У каждого — своя история, своё население со своими особенностями. Оно идёт параллельно большому состязанию с большими ставками, а затем перепрыгивает на бльшую дилемму с необычной цивилизацией, так что и движ постоянно есть. Основная сюжетка получше ARR (где все было совсем грустно) и Stormblood, но я бы поругал второстепенные ветки: рейдовая неинтересная, альянсовая будет про фф11, что автоматически сделает ее неинтересной, а ролевые квесты, бывшие хорошими в Endwalker и охуительными в Shadowbringers, тут совсем никакие.
Геймплейно всё прекрасно: подземелья топового уровня поинтереснее того, что было раньше, боссы и рейды запоминающиеся. Нововведений разве что маловато. Визуальных улучшений я не особо ощутил, саундтрек хороший, как обычно: запоминающихся мелодий немного, но посмотрим, что на боссах в патчах будет.
За что же Dawntrail ругают?
За отсутствие озвучки во всех сценах. Тут я пожимаю плечами: с одной стороны, к сквари явно есть ресурсы на это, да и многие ВНки с меньшими ресурсами себе это позволяли. Но я понимаю, что озвучивать всё в четырёх языках не так просто, да и я лично уже привык к тому, что значительная часть сцен тут немая. Когда Yakuza 0 или Final Fantasy XVI переходили на неозвученные диалоги, меня это ничуть не напрягало - не напрягает и тут.
За то, что герои предыдущих частей возвращаются. Я отчасти согласен: в Endwalker все разошлись по разным странам не для того, чтобы тут собраться. Но 1) я понимаю, зачем их вернули — фанаты хотят! 2) их вернули на второстепенные роли, они тут буквально мебель + боты для прохождения данжей. Можно посетовать на то, что в кои-то веки товарищи оказываются по разные стороны баррикад, и это никак не выстреливает — в Dawntrail недостаточно внутренних конфликтов. Но тут история в целом не то чтобы раскрывала весь свой потенциал. Dawntrail не крутая и не выдающаяся, она норм.
За то, что в Dawntrail мы больше не главный герой. Очень странная претензия. Ну да, и что? В основной сюжетке всех предыдущих частей были главным, хватит уже, можно и что-то новое попробовать, можно и на саппорт-роли побыть для разнообразия. Да и не впервой: сюжетка Эдена, например, была про Рин и Гайю, и всем было норм. Так что эта претензия сама по себе пустая совершенно.
По сути, всё обсуждение Dawntrail упирается в отношение к той, кто главной героиней является, - Вук Ламат, местной принцессе, претендующей на титул королевы. Для этого ей нужно пройти испытание, которое устраивает её батя и которое, по сути, и сводится к тому, чтобы обойти все земли королевства, узнать местные обычаи и обряды, понять, чем живут её сограждане. Мы открываем этот континент вместе с ней, поскольку она далеко от столицы ранее не уезжала, и сопровождаем её на протяжении всего испытания, регулярно помогая: за этим мы, собственно, и приезжаем на этот континент.
Как следствие, Вук Ламат в сюжете оказывается слишком много, и для тех, кому она пришлась не по душе, от Dawntrail портится все впечатление. Лично я в ней не вижу критических проблем, хотя она мне и не нравится особо. Она стандартный сёнен-герой: глуповатая, неуклюжая, с рядом выраженных слабостей, чрезмерно добродушная, готовая со всеми дружить и всем помогать — и этим завоёвывающая доверие окружающих. Да, я сам предпочитаю более интересных и неоднозначных персонажей, но в фф14 напарники героя всегда были доброёбами, и она органично вписывается в их ряды.
Ругают Dawntrail и за то, что в сюжете очень много сегментов без боёв. Но фф14 так всегда делала: в ней сюжет всегда был на первом месте, и 80% хронометража в ней всегда уходило на то, чтобы прийти в указанное место и почитать новую порцию диалогов. Опять же, возможно, у людей претензии к тому, что им предлагают почитать, на что я отвечу — идите нахуй, черти, у нас тут лучшая половина Штормблада. Каждое племя отлично продумано, различий между ними и тем, как они живут и почему, гораздо больше, чем между любыми городами каждой из первых девяти финалок (за единичными исключениями). Dawntrail – это отличная этнографическая экспедиция, а если вы недовольны, потому что хотите геройски очередного бога пиздить каждые полчаса, то проблема в вас. Финал Endwalker буквально настраивал протагониста на то, чтобы пойти исследовать новые края — я не понимаю, кем надо быть, чтобы быть недовольным тем, что в следующем дополнении надо исследовать новые края.
Большое путешествие и знакомство с новыми культурами и есть суть Dawntrail. И оно не прекращается даже после того, как Вук Ламат проходит своё испытание и получает трон: есть другая половина континента, на которой за плот-твистами ждёт ещё одна цивилизация, у которой всё тоже очень сложно. Цивилизация эта по своей задумке несколько напоминает антагонистов Shadowbringers, но, конечно, не дотягивает по уровню реализации. То есть хорошо, что попытались сделать что-то неоднозначное и сложное, но плохо, что это ощущается искусственным и немного вторичным — и, опять же, недостаточно конфликтным.
В чем Dawntrail можно упрекнуть, так это в дотошном следовании установленной давно ещё формуле, устакашившейся пару аддонов назад. Логика понятна: «не сломано — не чини», но предсказуемость в плане контента — это почти всегда минус. При этом сами подземелья, боссы, рейды с геймплейной точки зрения совершенно в порядке.
Практически ничего из того, что есть в Dawntrail, не уникально для этого дополнения. Можно сокрушаться на тему того, что тут всё упрощено, но это было закономерным развитием игры, взявшей курс на максимальную доступность. Да и, наверное, это всё же лучше, чем то, чем игра была на релизе (я постараюсь удариться в мемуары в скором будущем). Да, я тоже был бы рад, если бы всё в игре поменялось, если бы данжены были сложнее, если бы было больше уникального и неожиданного контента. Но это была бы другая игра уже, и я понимаю нежелание разработчиков ломать работающую схему: уверен, многие игроки были бы недовольны. Лучше всего бы было, если бы скваря выпустила следующую онлайновую финалку, которая отличалась бы от фф14 и давала бы тот опыт, которого в фф14 людям не хватает.
7.5
Комментариев нет:
Отправить комментарий