пятница, 19 апреля 2024 г.

Всё очень хорошо

 

Вот вам неожиданный тезис: мы живём в лучшую финалочную эпоху. Четыре последних больших номерных выпуска оказались отличными — такого раньше не было просто никогда. И, конечно же, все они оказались «противоречивыми» — но, блядь, каждая финалка после шестой была противоречивой.

Я прекрасно помню, как семёрку говнили фанаты ретроты, приводя ей в укор, что в ней меньше контента, чем в шестерке. Восьмерку называли вторичной. Десятку ругали за отсутствие АТВ и карты мира, ну и за Тидуса, конечно. Двенашку — за отсутствие лавстори, «политоту» и «автобой». Тупые люди всегда находили тупые причины доебаться даже до игр «золотого века», а уж сейчас, после 2010-х, проведённых под слоганом «fuck Square Enix» (не без моего участия), ругать финалки давно уже вошло в привычку. Но от вредных привычек стоит отказываться.

Вот и в адрес последних финалок сыплются упрёки, и всё чаще необоснованные. FFXIV я тут оставлю в стороне, потому что её критики в большинстве своём фильтруются на ранних этапах игры по тем или иным причинам, но просто в очередной раз напомню, что Shadowbringers и Endwalker – это kino уровня фф12, а в совокупности — даже лучше. Это лучшее, чем игрок с достаточным количеством свободного времени может себя порадовать.

Критику ремейка я уже рассматривал отдельно, и после выхода ребёрса я ничего нового не скажу: да, не очень красиво бейтить ремейком и городить метасиквел, да, висперы говно. Нет, всё ещё рано судить эту мету, пока мы не увидели всей истории, и нет, 20 процентов хуйни и потенциальной хуйни не отменяют того, что в остальном это образцовый ремейк, который лечит сюжетные дыры и дарит героям глубину и нюансы.

Критику фф16 — в основном через дурные обзоры. Сайдквесты, мол, плохие, ага. Абилок мало, вариативности среди 35 умений не нашли. Но ок, предположим, базовый скиллсет один, и это может надоесть. Но вот вам ребёрс, где 7 играбельных персонажей, каждый со своим стилем боя — пожалуйста, вариативность! Но не, опять не то и не так.


А по-моему, и то хорошо, и это хорошо. По-моему, фф16 и ребёрс разные и вместе с тем классные.

В фф16 почти все сайды геймплейно пресные, но тематически единые и сфокусированные; в ребёрсе же творится полный рандом, мы постоянно занимаемся чем-то новым, часто происходит какая-то дичь, и участие различных сопартийцев только подчёркивает разнообразие сайдквестов.

В фф16 через сайдквесты раскрываются NPC, в ребёрсе — сопартийцы.

В фф16 сюжет очень прост и прямолинеен, но зато он искренен, самостоятелен, самодостаточен и обходится без сраного постмодерна. Цикл ремейков семёрки, наоборот, строится на знании игроком оригинале и на его ожиданиях; он перегружен деталями и отсылками, он крайне метатекстуален.

В фф16 очень сдержанная, скупая цветовая гамма — под стать сеттингу. Ребёрс же, как и оригинал, крайне цветной, броский и зачастую карикатурный. То же касается и постановки сценок. Сакагути сказал при разработке оригинальной фф7, что финалкам не стоит ударяться в реализм, а нужно сохранить присущую манге гипертрофированность — и цикл ремейков при отличном качестве графики следует этому завету.

Ни один из этих подходов я бы не назвал плохим. Они разные, и они работают. В обеих играх есть и схожие моменты, которые работают (механика Stagger куда лучше сочетается с возможностью копить кулдауны / шкалу действия, чем с ээээ ничем, что было в фф13), и моменты, которые не работают (в фф16 открытый мир — просто декорация, по которой путешествуешь, а в ребёрсе — чеклист для заполнения).

Взглянувшие на эту четвёрку могут сказать, что три игры в списке деривативные, и будут правы, но… и что? Мы в принципе живём в эпоху ремейков и постмодернистских кивочков в разные стороны. Но посмотрите на ремейки в кино, например. На Диснея сраного. Посмотрите на ремейки других игр — среди них, кроме блистательного RE2R, просто нет других, способных тягаться с FF7R. Ремейки 3 и 4 резиков проебали суть оригиналов, семерочный же при всех шероховатостях суть эту сохранил. Кто с недовольством кринжит от ребёрса, тот не знает или не помнит или не любит оригинальную фф7.


Ага, вот авторы таких картинок

И да, я всегда выберу ремейк с отсебятиной, но аутентичный и апеллирующий ко мне как к фанату оригинала, а не такой ремейк, который пытается оригинал переписать, выхолостить, заменить более глянцевым и пресным, как это делает свежий RE4. Чтобы получить от него удовольствие, как раз надо оригинал не знать, не помнить и не любить. И я очень рад, что ребёрс не такой.

И что финалки до сих пор разные. И что среди них есть потрясающие ремиксы старых и мощнейший сквозной сюжет в фф14, вдыхающие новую жизнь в моих любимых персонажей ремейк и ребёрс и что-то совершенно новое и увлекательное в фф16. Если бы ещё скваря сделала большую номерную пошаговую часть такого же качества, как эти четыре, на нашей улице был бы уже не праздник, а настоящий фестиваль.

Комментариев нет:

Отправить комментарий