-=README=-

вторник, 19 декабря 2023 г.

Let's Play Final Fantasy XVI Part 3

 фф16 начинается очень круто, продолжается нормально, а заканчивается грустно.

Её первая треть - про личные переживания, про собственные обязанности и место в мире. В ней Клайв оказывается на дне и постепенно достаёт себя оттуда при помощи окружающих.

Вторая треть - про то, как Клайв стал наследником Сида и продолжает его дело: укрепляет старые контакты, налаживает новые, старается помогать угнетённым по мере возможности. Почти все действующие лица первой трети тут активны, но по итогу все интриги и противостояния разруливаются однотипно: в каждом случае корень зла кроется или в валудском короле Барнабасе, или в НЁХе Ультиме - что, в общем-то, одно и то же. В каждой сценке с Барнабасом и его тульпой они дрочат на героя, в каждой сценке с Ультимой происходит то же самое, но со словами "ууу сознание мешает, это плохо, это надо устранить". 

И в финальной трети игры уже не остаётся толком ничего, кроме повторения этих сцен: новых действующих лиц в глобальном сюжете не появляется, и всё сводится к спасению мира. 


Ультима говорит вот это, но... что он собирается делать? Убить всех, кто близок и дорог Клайву? Это было бы логично, но он НЕ ДЕЛАЕТ этого. Только пиздеть готов.

У героев большая часть хронометража уходит на обсуждение того, что такое Ультима, чего он хочет и по какому принципу работает. Эти вопросы интригуют на первое прохождение, но при повторных заходах на них крайне скучно: это тот случай, когда финальные плот-твисты ничего особо не реконтекстуализуют, не дополняют картину мира интересным образом. 

Клайв сходится с Барнабасом в дуэли и сливает в сухую. Но убивать его - не цель антагонистов: он нужен Ультиме. Поэтому Барнабас с ним играется: оставляет его еле живым, но забирает Джилл, которая прикрывает отступление Джошуа с Клайвом. Он мог бы её убить, но нет - она "подарок" для Клайва почему-то. 

Пока Барбанас плывёт домой, Клайв успевает вылечиться, достроить свой корабль с паровыми двигателями и догнать его - всё ради зрелищной сцены на море. Опять же, Барнабас может убить кого угодно из друзей Клайва, но не делает этого, хотя смысла в этом ноль. 

Барбанас разваливает Клайва повторно, при этом говорит, что пока Клайв не признает, что его задача - откушать всех айконов, ему не победить. Буквально единственное, что меняется между этой их встречей и следующей, - получение Клайвом силы Шивы.

А её Джилл отдаёт сама, сообразив, что именно это нужно ему, чтобы спасти и себя, и всех. 
Попутно она говорит ему ряд важных вещей, так что фаза "я сомневаюсь в себе, не ебака ли я проклятая случаем?" проходит достаточно быстро. 

На этом арки принятия себя у обоих героев подходят к концу.

Тем временем принц Дион возвращается в разрушенную им столицу и тоже решает взять ответственность за произошедшее и смыть свои грехи кровью в борьбе с Ультимой.

Тут случается, наверное, единственный конфликтный момент у героев: Джошуа сильно недоволен тем, что Клайв берёт на себя ношу всех остальных, что он идёт рисковать собой тогда, когда его соратнки могли бы разделить его бремя. Но Клайв убеждён, что это правильный вариант, и Джошуа продолжает его поддерживать.

Один ставит на пути героев преграду - буквально сраный барьер из ниоткуда. "Вы не пройдёте, пока не отсосёте у меня айкона", фу.

Но весь Барнабас - он, в общем-то, в этом. Готов скормить себя Клайву, потому что это нужно Ультиме. Он несубъектен и поэтому скучен.

Иииии Один, который рубил всё в мире, сливается моментально: Ифрит просто ломает ему меч, который, в общем-то, должен был самого Ифрита разрубить. Meh.

Под конец дуэли в Барнабасе просыпается что-то человеческое - он немного кайфует от происходящего - но в итоге все равно согласно плану Ультимы отдаёт силу Одина Клайву.

Герои проходят остаток опустевшего континента и попадают к Ультиме. Тот рассказывает свою историю: было, мол, всё хорошо, я магию придумал, а тут почему-то земля стала гнить и умирать, а я с этим ничего поделать не мог. Ну я и улетел куда подальше и повторил то же самое, только чтобы реинкартироваться, породил человечество, в котором рано или поздно должен был появиться уникум, способный всех айконов покушать, вот в него я бы воплотился и полетел дальше, а то почему-то мор опять начался.

Однако, пока Ультима спал, человечество обрело сознание, захотело видеть бога, но ему только это нафиг не сдалось: он-то человечество воспринимал только как расходник для крафта своего тела будущего. Как только он получит тело, он уберёт всё человечество нафиг и улетит на новую планету, как паразит, которым он и является.

Герои сами вслух проговаривают, что он ничем не лучше людей, что он лицемерен, слеп и глуп. Но мнящий себя богом Ультима ничего не хочет от них слышать. 

Тут происходит стандартная сцена "героя пытаются взять майндфаком", но Джошуа вытаскивает Клайва из морока. 

Ультима создаёт финальную локацию, куда героев отвезти вызывается Дион, которому не терпится собой пожертвовать. Но перед финальным боем, конечно же, самое время поделать сайдквесты. Которые лучшее, что происходит в третьей трети игры. Тут и окончательное раскрытие второстепенных персонажей, и завершение их квестовых веток, тянувшихся с самого начала, и последствия предыдущих действий Клайва.

Не стоит ждать благодарности от всех спасённых, например.

Всем приходится адаптироваться к жизни без магии: например, кузнецам. 

Старые знакомые рассказывают, как они оказались на стороне Сида: у Отто сын был носителем магии, и его же семья его сдала. У Марты была меченая служанка, а потом выяснилось, что это была ее бабушку, которую просто все за человека не считали. У всех находится какая-то своя "краснопилюльная" история - потому что не считать носителей людьми тут норма, и с каждым должно произойти что-то из ряда вон выходящее, чтобы пробудилось понимание. 

Игра также объясняет, как так вышло, что носители магии оказались в положении рабов, а не хозяев: они проиграли в глобальной войне всех со всеми. 

Книги и передача знаний в целом тут часто фигурируют как центральные темы. Сам Клайв буквально говорит, что планирует написать мемуары после того, как всё закончится. 

Клайв посещает места, связанные с его детством, с его отцом, с годами, проведёнными вместе с Джилл. Попутно проговаривается, что с ним и Джилл будет дальше. Благодаря этим сценам игре не нужен эпилог. 

В Нортриче кардинал решает возродить империю после падения двух её столиц и образовавшегося вакуума власти. У него много соратников, но много и противников, и патовая ситуация продолжается до нападения на Нортрич орды монстров: кардинал приказывает отступать к более укрепленным позициям и этим подрывает свой авторитет в глазах местных, которые с помощью Клайва отбивают атаку. Перед лицом угрозы город сплочается без какой-то сильной руки верховного руководителя, и выясняется, что никакой новый император не нужен. Посрамленный кардинал соглашается на более скромную административную должность.

В Истпул, который вырезали опричники, сопротивляющиеся розарийцы заселили освобождённых меченых. Но у тех выученная беспомощность: они умеют жить только из-под палки и не верят в новообретённую свободу, полагая, что это очередная манипуляция. Без самоотверженного примера и пылкого монолога не обойтись: работа над тем, чтобы новые жители Истпула осознали себя людьми, сама себя не сделает.

К слову о самоотверженном примере: Тео обустраивал новую деревню для освобождённых меченых в Далмекии - и буквально поплатился жизнью. Не всем суждено дожить до конца, но его пример показывает, что и остальные, более везучие соратники Клайва готовы рисковать собой ради других и ради своих убеждений.
    
Любор почти что стал мэром своего городка, но во время очередной атаки врагов применил магию - и тут же против него ополчились все бывшие соратники - кроме детей, которые зашеймили взрослых и тем самым спасли Люьора от расправы. После этого ему никто не верил о готовящемся нападении бандитов -- но когда выясняется, что он всё же был прав... нет, ему не начинают верить все снова: ему начинают верить два лидера общественного мнения, а он через них уже берётся заправлять городом. 

Квинтен выполняет цель своей жизни, попутно теряя многих товарищей и отстроенную деревню. Её оставшиеся жители, которых он ранее приютил, в свою очередь помогают встать на ноги и ему -- а затем Клайв находит ему применение за круглым столом представителей трёх стран, стремящихся наладить нормальные отношения в погрузившемся в хаос мире. Опять же, к вопросу о том, как дальше будут жить местные: мы сами огранизуем им нормальныю жизнь. 

Особенно занятный момент: в этой игре культисты на нашей стороне. Именно они спасли Джошуа после пролога - и они готовы пожертвовать собой ради своей задачи, даже если эта задача - получить больше крупиц информации об Ультиме. Клайв возмущён - как вы смеете своими жизнями раскидываться? А вот так, отвечают ему. Мы всегда так поступали, и ты нас не переубедишь. 

Другой культист пришёл в королевство Барнабаса изучать местных культистов и с удивлением обнаружил, что их вера ещё сильнее, и от этого стал их очень сильно уважать, даже несмотря на то, что их мечта стать эфирными зомби была ему непонятна. 

И в итоге он жертвует собой ради того, чтобы те культисты обратились в зомби. Клайв видит в этом воплощение того, ради чего он сражается, - возможность жить и умереть так, как человек решает сам, а его товарищ главкультист Феникса отмечает, что смерть ради своей веры - самое благородное, о чем можно только мечтать.

Тут я был реально впечатлён, потому что я подобное в играх вижу нечасто, а в японских и подавно. Тема веры в них обычно не поднимается толком, несмотря на то, что богов приходится бить чаще, чем детей заводить. Как и мысль о том, что есть люди, которые в принципе мыслят иначе, иными категориями, чем мы. Я считаю, что то, как фф16 раскрывает тему веры в этих паре квестов и тему выученной беспомощности в десятке, наверное, разных случаев, - это то, что заслуживает большой похвалы. 

Итак, финальный бой, Дион жертвует собой, Джошуа умирает от своей damn disease, напоследок отдавая Клайву силу Феникса и пачку наставлений. 

Тут, наверное, стоит отметить, что троп "вера моих друзей даёт мне силу" довольно уныл сам по себе и слишком заезжен в японском масскульте, но фф16 хотя бы обыгрывает его приличным образом. Тут противопоставляется эгоцентричный божок, который буквально отверг веру людей, потому что ни во что их не считал, и Клайв, который на протяжении всей игры только и делал, что помогал то одним, то другим. Вот эта вера, о которой ему тут говорят, - она не из ничего берётся, это не что-то уровня фф4 с её "ты проходил мимо нас разок, и вот мы за тебя молимся", не фф9 с её "у нас было ноль химии внутри команды, но вот тебе сперматозоид моей веры в тебя, прожорливое небинарное существо". Это буквально то, что мы заслуживаем кропотливым трудом на протяжении всей игры, всеми этими десятками сайдквестов. 

Последний бой прямо ъуъ спецэффектный.

he said the words!

Поглотив силу и Ультимы, Клайв уничтожает последний кристалл, полностью убирая из мира магию, которая порождала мор. Его левая рука, которой он это делал, окаменела, но раз больше магии нет, то и проклятья больше нет. 
Джилл, молившаяся на красную звезду, радает, думая, что исчезновение звезды - знак, что Клайв не вернётся, но в итоге смотрит на рассвет - и её выражение лица меняется. А что будет дальше, мы знаем.

В финале мы видим жизнь в мире, где магия считается чем-то из сказок, из fantasy. Жить там непросто, но зато этот мир не погибает..

А Клайв всё же написал свою книгу - пусть скромность и не позволила ему подписать её своим именем. Вечно он самопожертвования устраивает! 

Комментариев нет:

Отправить комментарий