Девять лет назад я написал этот текст о конце эпохи Ёити Вады - человека, которого можно называть отцом Square Enix. 1 апреля 2013-го он покинул пост главы компании, а 2 мая 2022-го Square Enix объявила о продаже Eidos и вообще всей своей западной половины - примерно за те же деньги, за которые она её приобрела. Так закончилась мировая империя, которую выстраивал Вада - и по этому поводу самое время сделать репост текста, который, к тому же, оказался утрачен.
Square и Enix
Пожалуй, самое распространенное заблуждение о слиянии двух компаний заключается в том, что Square якобы сильно подкосил провал фильма Final Fantasy: The Spirits Within, а Enix воспользовалась этой возможностью, купила компанию и все испортила. На самом же деле это далеко от истины.
В 90-е годы компания Enix была простым издательством, у которого не было даже собственных студий разработки, с огромной кучей нишевых игр и одним-единственным гиперуспешным сериалом Dragon Quest, который целиком и полностью находился в руках Юдзи Хории. Enix была олицетворением стабильности: благодаря DQ компания могла жить долго и спокойно, но перспектив роста у нее не было. Во многом – из-за того, что на западном рынке Enix практически не была представлена.
Со Square была другая история. В эпоху PlayStation она была, пожалуй, самым известным разработчиком в мире. Имя Хиронобу Сакагути было у всех на слуху, а после феноменального успеха Final Fantasy VII JRPG от Square шли нарасхват: и Chrono Cross, и Parasite Eve, и даже, казалось бы, совсем не мейнстримовая Xenogears продавались миллионными тиражами.
Этот успех был бы невозможен без двух людей из руководства компании – Хисаси Судзуки и Хиронобу Сакагути. Они организовали параллельную разработку частей сериала Final Fantasy разными командами и приняли судьбоносное решение об отказе от партнерства с Nintendo и переходе под крыло Sony для разработки игр на CD. Новый, более вместительный формат позволил играм Square заслужить всемирную славу благодаря красивейшим заставкам, и вышеупомянутые господа решили создать на Гавайях дорогую, но многообещающую студию по производству роликов к играм и даже полноценных CG-фильмов. Иными словами, потенциал для роста у компании был колоссален.
Все в порядке было у Square и с Западом. Поначалу с выпуском игр ей помогала Sony, с которой она в то время хорошо дружила, потом появилось совместное предприятие с Electronic Arts. Вдобавок Square открыла собственный офис в Европе для выпуска игр и в этом регионе.
Поэтому именно Enix, с надеждой глядящая в сторону Запада, была в первую очередь заинтересована в слиянии со Square. Переговоры об этом велись еще в 2000 году, но тогда Square впервые за всю свою историю понесла убытки по итогам фискального года, и Enix быстро пошла на попятную. Судзуки и Сакагути рассчитывали, что высокие затраты на гавайскую студию окупятся со временем, но совет директоров был неумолим: гендиректор подал в отставку (его обязанности взвалил на себя уже бывший президентом Судзуки), а должность вице-президента, которую до этого занимал Сакагути, вообще упразднили. Таким образом, вторым человеком в компании стал финансовый директор – незадолго до того устроившийся в Square человек по имени Ёити Вада.
Остатки авторитета в глазах совета директоров Судзуки и Сакагути потеряли после выхода фильма Final Fantasy: The Spirits Within, провалившегося в прокате и стоившего компании колоссальных убытков. Ответственность легла на плечи Судзуки – и уже в декабре 2001-го оба его титула перешли к Ёити Ваде, сосредоточившему в своих руках всю исполнительную власть в Square. У него оставался последний конкурент в виде Сакагути – и Вада полностью перекрыл создателю Final Fantasy кислород, ограничив его участие в разработке игр ничего не значащей ролью. Просидев какое-то время не у дел, Сакагути махнул рукой и ушел создавать собственную компанию.
Вада же тем временем организовал объединение Enix и Square. Будущему последней ничего не угрожало: Sony субсидировала убытки от The Spirits Within, купив пакет акций Square; вышли такие хиты, как Final Fantasy X и Kingdom Hearts, и в 2002 фискальном году компания была уже в плюсе. Но, как бы то ни было, слияние произошло, и Вада остался у руля получившейся Square Enix. Тогда же он порвал связи с Electronic Arts, выкупив у нее все акции ее успешнейшего совместного предприятия со Square. Ему не хотелось делить с конкурентами славу: он строил собственную империю.
Десять негритят
После объединения Square Enix поделила разработчиков на десять подразделений: два от Enix, восемь от Square. Прежде чем мы перейдем к рассмотрению имперских замашек Вады, давайте оценим, что за эти десять лет сделала сама Square Enix и как сложилась судьба ключевых лиц компании.
10. Несколько продюсеров из Enix, сотрудничающих со сторонними разработчиками. Даже тут все грустно: студия Cavia распущена после выхода Nier, партнерство с feelplus породило чудовищный шутер MindJack, Game Arts брошена после Grandia III, а tri-Ace – после Star Ocean: The Last Hope. Сейчас десятый отдел ведет к релизу Drakengard 3 от Access Games – и только.
9. Dragon Quest, золотая жила Enix, по-прежнему разрабатывается сторонними компаниями. За последние десять лет вышло множество спиноффов и лишь три номерных части. Причем DQX вообще будто бы и не считается – это MMORPG с абонентской платой, вышедшая полгода назад на уже умершую Wii и буквально на днях – на еще не успевшую раскачаться Wii U. Продажи Wii-версии пока что смешные.
8. Сериал Mana (он же Seiken Densetsu). Четыре средние игры, последняя из которых изменила жанру и стала RTS для Nintendo DS. После ее закономерного провала Коити Исии, продюсер сериала, покинул Square Enix, а его подразделение закрылось.
7. Портативные и мобильные игры, производство которых, как правило, идет на аутсорс. Если это подразделение и делало хорошие новые игры, то на Западе их почему-то не издавали (пример тому – Bravely Default для Nintendo 3DS).
6. Сериал Front Mission. Пятая часть не вышла за пределами Японии, эксперименты с онлайном и портативками не удались. Под вкусы западной аудитории Square Enix решила превратить TRPG в экшн – так на свет появилась ужасная Front Mission Evolved, созданная американской командой Double Helix без участия Тосиро Цутиды, отца сериала. Вскоре после релиза Evolved Цутида покинул Square Enix, и шестого подразделения не стало.
5. Неизвестные люди, создающие портативные части Kingdom Hearts. Хотя бы у них все спокойно.
4. Final Fantasy XII. Сакагути, пока еще был вице-президентом Square, решил доверить создание двенадцатой части Ясуми Мацуно и Хироюки Ито. Потом, будучи уже не у дел, Сакагути отмечал, что FFXII не только непременно будет «настоящей FF», но еще и имеет шансы стать самой лучшей игрой в цикле. Увы, судьба FFXII оказалась едва ли не самой трагичной. Еще на ранних стадиях разработки Мацуно пришлось кардинально изменить структуру сюжета из-за того, что начальство приказало сменить главного героя, взрослого мужчину, на более понятного целевой аудитории подростка. Разработка, однако, затянулась, и в 2005-м Мацуно был вынужден покинуть пост руководителя проекта (и уйти из Square Enix в принципе) – якобы из-за проблем со здоровьем. В этом объяснении легко усомниться – со стороны это больше похоже на творческий конфликт. Как бы то ни было, разработка Final Fantasy XII завершалась в дикой спешке без ее автора; как следует из постмортемов, чтобы выпустить игру поскорее, из нее была вырезана половина контента, а Акитоси Кавадзу, на которого после ухода Мацуно возложили продюсерские обязанности, извинялся перед игроками за то, что сюжет пришлось серьезно порезать. Впоследствии же без Мацуно и без его ведома, словно издеваясь, Square Enix запустила цикл Ivalice Alliance, паразитирующий на наследии талантливого автора. Что же до Хироюки Ито, человека, который изобрел систему ATB и затем ее развил в FFXII, то о нем ничего не слышно уже более пяти лет.
3. Final Fantasy XI – самая прибыльная часть сериала (благодаря платной подписке). Она, впрочем, вышла до слияния, а вот FFXIV, позиционировавшаяся Ёити Вадой как конкурент World of Warcraft и спешно выпущенная до релиза Cataclysm, стала самым большим провалом в истории FF. Кажется невероятным, что настолько плохое качество игры было для кого-то внутри компании сюрпризом: в конце концов, релиз FFXIV на PS3 перенесли на неопределенный срок еще до того, как игра вышла на РС (и мгновенно утонула). Значит, руководство знало, что выпускает на рынок продукт низкого качества, и все равно пошло на этот шаг. «Бренд Final Fantasy серьезно пострадал», – констатировал впоследствии Ёити Вада, уволив Хиромити Танаку и одобрив дорогостоящий перезапуск FFXIV.
2. Игры сериала Final Fantasy Crystal Chronicles всегда были недорогими и разнообразными. Последняя часть, The Crystal Bearers, стала самой дорогой и масштабной из них – и какая-то светлая голова из руководства Square приняла решение выпустить ее за пару месяцев до релиза долгожданной Final Fantasy XIII без толкового продвижения (многие журналисты даже не поняли, что ТСВ – не RPG, и даже не пытается ей быть). The Crystal Bearers провалилась, и о втором отделе ничего не известно уже четвертый год.
1. Первый отдел на то и первый, чтобы получать максимум внимания. Тем не менее, на нынешнем поколении домашних консолей (которое уже приближается к своему закату) главное подразделение Square Enix выпустило всего две игры: Final Fantasy XIII (самую низко оцененную критиками основную часть сериала) и Final Fantasy XIII-2. И, несмотря на то, что многие игроки не приняли FFXIII, уже идет разработка ее второго продолжения, Lightning Returns.
Иными словами, продуктивность японского подразделения Square Enix под руководством Вады сошла на нет. Вслед за Хиронобу Сакагути, бывшим в золотой век Square лицом компании, ее покинули геймдизайнеры Коити Исии, Тосиро Цутида, Ясуми Мацуно и Хиромити Танака; сценаристы Масато Като и Кадзусиге Нодзима; ведущие разработчики дилогии Dissidia Final Fantasy Рюдзи Икеда, Сёта Симода и Такеси Аракава; художники Хидео Минаба и Нао Икеда; композиторы Йоко Симомура, Хитоси Сакимото, Кенъитиро Фукуи, Масаси Хамаудзу и Нобуо Уэмацу. Последний, к слову, в интервью 1UP объяснил, что вынудило его покинуть компанию, в которой он проработал не один десяток лет: как оказалось, Уэмацу не устроил переезд Square Enix в шумный район Синдзюку, а причина, по которой Ёити Вада решился на дорогостоящий перенос офиса, поистине анекдотична: ему удачу в Синдзюку нагадал предсказатель.
Обреченная империя
Наполеоновские амбиции сочетались в Ваде с полным непониманием того, как можно добиться заветного мирового господства. Вместо того чтобы делать то, что она умеет лучше всех, Square Enix бросалась за каждым писком моды, надеясь сорвать джекпот, – и у нее этого никак не выходило. Как и ЕА, тоже недавно лишившаяся гендиректора, Square Enix сделала ставку на большую и дорогую MMORPG – и проиграла. С середины нулевых в моду вошли шутеры – и последовали никому не нужные Dirge of Cerberus: Final Fantasy VII, The 3rd Birthday и Mindjack. Недавно золотая лихорадка перекинулась на смартфоны с микротранзакциями – и тут же вышла Final Fantasy: All the Bravest.
Управленец из Вады тоже, как оказалось, бестолковый. Вы можете представить себе президента издательства, который на вопрос, когда выйдет важнейшая для него игра, отвечает: «Бог знает. Я не бог»? Который, оправдываясь перед инвесторами за финансовые неудачи компании, всерьез жалуется на то, что «глава разработки не передал его мнение сотрудникам»? Который публично угрожает разработчикам, которые «делают игры, в которые захотят играть только они сами», увольнением? Эту фразу, кстати, можно считать началом конца Square Enix: еще в середине нулевых она выпускала много совершенно разных игр, среди которых были и отличные (чего стоит одна только The World Ends with You), то после этого заявления все творчество как-то иссякло.
Бедлам, творящийся в Square Enix, легко заметить даже тем, кто не интересуется делами компании. Так, в 2006 году первый отдел разработки с большой помпой анонсировал Fabula Nova Crystallis – цикл игр с разными персонажами и мирами, связанных, однако, между собой некой «мифологией». Что это значит на деле, никто не понял до сих пор. Final Fantasy Agito XIII, анонсированная сперва для мобильных телефонов, сменила платформу на PSP, потом переименовалась в Final Fantasy Type-0, а в итоге вышла так поздно, что локализация ее уже виделась нерентабельной. За Final Fantasy XIII последовал сиквел, также являющийся частью Fabula Nova Crystallis, и уже известна дата выхода третьей части FFXIII, но при этом ничего не ясно с Final Fantasy Versus XIII, которую анонсировали целых семь лет назад (и которая выглядела наиболее многообещающей из всех). В то время как из Square Enix потоком уходят талантливые кадры, своих мест не лишаются такие люди, как Ёсинори Китасе (глава первого отдела и человек, ответственный за все вышеописанное безумие) и Мотому Торияма (автор сценариев Front Mission Evolved, The 3rd Birthday, FFXII: Revenant Wings, MindJack, а также режиссер трилогии Final Fantasy XIII) – напротив, им предоставляются все ресурсы для создания единственных ААА-релизов студии. Для рядовых сотрудников же в Square Enix все совсем плохо. «Без блата невозможно получить повышение, – пишет один из них. – Умения ничего не значат, все решают личные знакомства с начальством».
Не заладилось и с ростом империи Square Enix. Так, в 2005-м гигант поглотил компанию Taito, которая с тех пор не разработала ни одной заслуживающей внимания игры, – иными словами, полмиллиарда долларов потратили впустую. Tecmo от предложенной Square Enix сделки отказалась, выбрав в качестве партнера Koei. Главным же приобретением Вады стало издательство Eidos – именно его игры в последнее время помогали Square Enix держаться на плаву. Впрочем, как видно из недавних новостей, даже многомиллионных продаж трех громких игр мало, чтобы как-то спасти положение. Когда в японских офисах сидят три тысячи сотрудников, неспособных выпустить ни одной хитовой игры вот уже много лет, странно ожидать, что успех нескольких западных релизов всех их прокормит, не правда ли?
Свое десятилетие Square Enix встречает в прискорбном состоянии. Некогда уважаемая компания превратилась в посмешище. Бывшая в 90-х ориентиром для Запада, она сейчас вынуждена существовать на выручку от западных же игр. Хисаси Судзуки недавно отметил, что нынешняя капитализация Square Enix – даже с учетом поглощенных Eidos и Taito – меньше, чем была у одной лишь Square тогда, когда он ее оставил Ваде. «Слияние – полный провал, – написал Судзуки в твиттере. – Нет никакого видения будущего».
-------------
Чем это можно дополнить в 2022-м
В 2010-х десятый отдел смог-таки выпустить один хит - Nier Automata. Но потом те же люди пошли и сделали моментально провалившийся Babylon's Fall.
Dragon Quest X так и не вышла на Западе.
Производство портативных игр очень сильно сдулось и сейчас поддерживается только копеечными октопасами и дефолтами.
Ито вернулся через 15 лет, но так, что лучше бы не возвращался.
Crystal Chronicles с тех пор так и не возвращалась. Вообще тот миллион спиноффов, что расплодились при Ваде, после его ухода же и иссяк. А жаль. Эпоха Вады была полна хреновых решений, но по её итогам даже те, кто не хотел тогда покупать все консоли, чтобы пробовать все игры сквари, могут запустить эмуляторы и пройти Ring of Fates, Crystal Bearers, ранние Диссидии и много чего ещё на свой вкус.
Пришедший на смену Ваде Мацуда же был очень консервативен и резок. Деус Экс не оправдал ожиданий после того, как ему отрезали финал и запороли маркетинг? Под нож. Номура не может высрать пятнашку? Прочь его, Табата доделает. Спиноффы? Раз в два года и почти всё говно. Explorers? World of? Dissidia NT? Stranger of Paradise? Кому это надо? Мацуда просрал все 2010-е. Только два светлых пятна на этом всём - фф14 и ремейк фф7.
На Западе же - ну. Хех. Хитмана и ио выкинули. Деус прикрыли. Ларку отняли у её разработчиков и закончили унылейшим образом. Осталась только марвелопараша. Что бы там ни ждало Eidos и CD у Эмбрейсеров, в руках Сквари они явно не реализовали бы нормально свой потенциал.
Забавнее всего же то, что полученные от продажи 300 млн Скваря хочет вложить в блокчейн и нфт. Скатертью дорожка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий