Итак, в прошлый раз мы увидели, что практически вся Персона 5 проходит по одному сценарию:
- герои встречают какого-то имбового и охуевшего персонажа;
- герои громогласно провозглашают, что они его юрусенаят вдоль и поперёк;
- герои вламываются к нему в палас и пиздят его тень;
- имбец делает разворот на 180, становится милым и пушистым и публично раскаивается в том, что натворил.
Плюс-минус, конечно: в паласах Футабы и Саэ непрощаторства не было, но и они после того, как герои покопошились в их внутреннем мире, "сегодня многое поняли". Ещё какую-то динамику вносит Акечи, но всего лишь на один данж, после которого его стремительно сливают и унизительно убивают за кадром. В остальном же всё следует единой формуле, которая и так-то не особо интересна, а уж с повторяющейся из раза в раз развязкой и вовсе удручает.
Но это всё цветочки по сравнению с бездной ебанины, куда игра ныряет после расправы над главным злодеем.
Для начала выясняется, что победы почему-то не получается достичь - мешает что-то странное в глубинах коллективного бессознательного, из-за чего всем людям пофиг на чистосердечное признание своего премьера во всех грехах (ха ха в россии не нужен никакой блять мементос, все всё знают и всем все равно похуй)
И вот команда отправляется на дно мементоса, чтобы выяснить, в чём там дело.
Если вы до этого не делали этот опциональный контент, поздравляем, вам надо пройти 77 этажей за раз, просто чтобы дойти до предфинального данжа. Выход запрещён, действие разворачивается исключительно накануне Рождества, и все правила предыдущих паласов выкинуты в мусор - многочисленные заходы, возможность отдохнуть ирл, всё это исключено. Надо пройти подряд три гигантских данжена с ебанистически злыми трешмобами и соответствующими боссами. Потому что пошёл нахуй, игрок. Думал, ты игру прошёл, победив главзлодея?
И вот тут я хочу сказать, что я очень ебал этот арт-дизайн. Это творческая беспомощность. Когда японцам надо показать что-то дохуя странное, они ну очень любят врубать красный цвет и кубизм.
И в фф13
и в атсрал чейне
и даже китайцы в своём геншине это воруют, потому что своего ничего нет.
Но я не ожидал, что Персона 5, уделяющая такое внимание своему СТИЛЮ, под конец вскроется как полный творческий банкрот не только в вопросах сценария, но и в арт-дизайне тоже.
Вообще, паласы в п5 хоть и пытаются местами быть оригинальными визуально, но почти всегда скатываются в дурацкие серые коридоры. Надо было быть смелее! Вот, например:
Да, это Imaginarium of Doctor Parnassus, тут тоже герой НОСИТ МАСКУ и ПЕРЕВОПЛОЩАЕТСЯ, входя буквально в чужие паласы.
Тут даже палас злодея разваливается на куски! Гиллиам гений!
Энивей, после 77 этажей мементоса начинается новый данж, который буквально Глубинный мементос. Он безмерно затянут и уныл.
И, конечно, когда ты хочешь, чтобы игра закончилась часа так четыре назад, тебе, очевидно, жизненно необходимы дегенератские головоломочки! Повторим их ещё раз пять, да с триггерхантингом!
И вот если до сих пор сценарий был в целом бестолковый, но не оскорбительно тупой, то под конец игра решает компенсировать и врубает СОЦИАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ из каждого унитаза по пути.
Что же игра берётся критиковать?
"стандарты. законы. правила. манеры. ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ"
Всё это подаётся игрой как что-то плохое. Порабощающее. Против чего герои будут восставать.
Но я почему-то не вижу в героях настоящих панков, ходящих с голыми жопами, глушащими водяру и закусывающими баребухами. Почему-то герои ничего не имеют против соблюдения закона в вопросе, например, употребления алкоголя. Почему-то они не плюют на стандарты в одежде, не нарушают правил поведения, не демонстрируют отсутствие манер и даже не отказываются от здравого смысла.
Потому что всё это тут ради красного словца. Потому что игре на самом деле совершенно нечего сказать. Всё её бунтарство - пустышка, кликбейт для тупых подростков, которые клюнут на эту ахинею и завизжат о глубокой философии, не задумываясь над тем, что тут нет не только глубины, но и даже цельности.
Перевоспитанные злодеи собираются тут и дают прощальные речи, как почтальон Печкин. "Это почему я раньше такой вредный был? Да просто я ДУМАЛ САМОСТОЯТЕЛЬНО". А типа что, если не думать, то сразу станешь таким вялым веником? Типа, существа, у которых нет рефлексии, а лишь инстинкты, не ведут себя как Камшотыч? Не хотят быть альфачом? Не хотят осеменить блондинку в красном? Хинт: для этого думать вообще не надо.
IT MAKES SENSE
ёбаный насооооооос
"вообще разве это не очевидно? разве нет кучи смысла в том, что, раз мы настолько жалкие и никчёмные творческие банкроты, то и в нашей игре коллективное бессознательное человечества ЗАРЫТО ПОД ЕБУЧЕЙ ШИБУЕЙ"?
Глубокий Социальный Комментарий продолжается. Метро, вы понимаете, это очень важная для лора вещь, ведь люди каждый день запирают себя в подземных вагонах, НЕ ЖАЛУЯСЬ!!!!!!!!11
А вот бы, говорит Персона 5, люди жаловались! Прикиньте! Какой СВОБОДЫ люди бы достигли, если бы научились самостоятельно мыслить и стали ЖАЛОВАТЬСЯ НА ТО, ЧТО ИМ НАДО МОТАТЬСЯ НА РАБОТУ! А прикиньте, какая охуенная ЭМАНСИПАЦИЯ произошла бы, если бы они отказались работать! И сдохли бы от голода и холода в луже собственной мочи в ближайшем бомжелагере! Вот это глубина мысли! Вот это социальная критика!
Герои приходят к главному злодею, и это бог контроля, он же Святой Грааль. Он берёт и ебошит в реальную Шибую какие-то идиотские кости и куски камней, чтобы в очередной раз подчеркнуть, что арт-дизайн в конце этой игры не существует вообще, он запрещён, арт-директор почитал сценарий и понял, что нирваны можно достичь, лишь не думая и не работая вообще.
И люди настолько индоктринированы и подчинены богу контроля, что тупо не видят всё это говно у них на пути. Все ведут себя как ни в чём не бывало, из чего можно сделать вывод, что говно на земле и гигантские скелеты не имеют collision detection, так что все просто проходят насквозь и в общем какая разница, что там визуально происходит, у нас в киберпанке глюки пострашнее были.
Но, конечно, друзья протага видят весь пиздец. Почему? Наверное, они прозрели, подержавшись за его волшебный хуй
Герои оказываются в этой переёбанной Шибуе, их никто не видит, а они берут и просто растворяются. Но в следующей сцене они уже ок. Зачем это всё? Ну так, просто дешёвого драматизма нагнать.
Все герои оказываются в бархатной комнате, каждый в своей камере. Каждый говорит тупейшие фразы, демонстрирующие глубину отчаяния, в которую злой бог их вверг. Каждый получает ответ от протага (какой угодно, совершенно насрать, что вы выберете), который моментально их переубедит, наполнит надеждой и волей, заставит воспрять, переродиться, достичь нирваны, отрастить собственный волшебный хуй во лбу и разорвать им ткань реальности.
Ну то есть предельная искусственность и слащавость этой сцены преступны сами по себе, но вы просто почитайте, что эта курица несёт!
Дальше котяра вспоминает свою истинную сущность и рассказывает истинный сюжет игры. Игорь был не Игорь, а Грааль, а настоящий Игорь был спрятан в дыре пукана, а ещё Игорь и Неигорь поспорили о будущем человечества и Игорь поставил на протага, а Неигорь поставил на Панкечи и стал читерить, захватив бархатную комнату, но сперва Игорь СОБРАЛ ПОСЛЕДНИЕ СЛЕДЫ НАДЕЖДЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА и я не могу даже пытаться понять, что они дальше несут, эти четыре слова уже невозможно прочесть без желания нажраться до беспамятства
И вот социальный комментарий эволюционирует:
- был мементос, общий палас человечества.
- в нем было сокровище, что как бы говорит нам, что человечество пиздец ненормальное и имеет какие-то нездоровые стремления
- и это сокровище было граалем, который, наоборот, делал людей конформными и спокойными и не думающими, и это второму пункту как бы противоречит
- и люди так сильно хотели, чтобы ими правили, что сокровище выросло до уровня бога и решило засрать их мир костяными какашками.
То есть все эти речи об ОБЩЕСТВЕ и прочая хуйня - просто бэк для абсолютно такого же конфликта, что и в половине рпг: божок, который говорит "человечеству нужная твёрдая рука, оно не сможет без бога, который всё будет диктовать" против героев, которые говорят "нет, мы ЛЮДИ, это звучит ГОРДО, нам НАСРАТЬ на твои диктаты, мы сами за себя всё решим, ведь МЫ!!!! ЛЮДИ!!!!111".
И нам ещё сообщают, что Акечи был не просто пешкой, на которую поставил злодей.
Он РАЗЖИГАЛ ИСКАЖЕНИЯ МАСС!..
... я не могу. я не могу читать эту хуйню, мне больно от этих слов
Но ещё больнее мне от того, как выглядит финальный-финальный данж. Это самый фекальный арт-дизайн из всех, что я видел в японских играх. А это Персона, блин, пять. Типа как вся из себя стильная игра. Но посмотрите на эту картинку. Что вы на ней видите, кроме персонажей и UI? Я вот вижу четыре вещи:
Данжен заселен супер-ебаными врагами, на пути к финалу ещё вылезают три мидбосса, и, конечно же, здесь тоже нет возможности выйти в город, только линейно страдать до последнего.
Эти мидбоссы-ангелы и вообще всё происходящее - это тупо SMT4 по нейтральному / хаотичному пути. Только хуже.
Ну и - если божок вырос из желания людей получить тихую спокойную тупую жизнь, откуда взялись какие-то архангелы?
Игра не перестаёт удивлять всё новыми глубинами своей тупости.
Вот бог, который прямо говорит, что он управляет человечеством.
Вот перед ним стоят несколько людей и прямо говорят, как они сейчас его будут отвлекать.
ꙮтвлекать.
Бꙮга.
Управляющего ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ.
БОГ НЕ ЗНАЕТ, ЧТО Я, СТОЯ ПРЯМО ПЕРЕД НИМ, ОТОШЁЛ ЗА ЕДИНСТВЕННОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ, СТОЯЩЕЕ НА ЭТОЙ АРЕНЕ
БОГ! НЕ! ЗНАЕТ!
опять же - это было бы оскорбительно даже просто так само по себе, потому что совершенно такую же хуйню они проворачивали уже не раз, и КАЖДЫЙ раз это "враг не замечает самой очевидной кейкаки во вселенной" выглядело кринжово. но когда они проделывают это, стоя перед всевидящим богом, это превосходит все возможные уровни тупости.
В итоге засланец с этой руки прыгает на верх грааля и перерезает идущие в него трубки. И бог сразу такой "ЭТОГО НЕ МОЖЫТ БЫТ. Я НЕ ПОЛУЧАЮ СИЛУ ОТ ЛЮДЕЙ".
ЭТО БОГ, БЛЯДЬ! ЭТО НЕ СРАНЫЙ БОЛЬНОЙ ЧЕЛОВЕК ПОД КАПЕЛЬНИЦЕЙ! ВЕРА ЛЮДЕЙ И ИХ ЖЕЛАНИЯ НЕ ПЕРЕДАЮТСЯ ПО ЁБАНЫМ ПРОВОДАМ!
я еле сдерживаюсь тут от того, чтобы не начать увеличивать шрифт; настолько тупой, настолько оскорбительной и при этом претенциозной игры я тут ещё не разбирал. уровень фантазии у её разработчиков застрял на уровне пятиклашек, которые рисуют на перемене похождения своих дегенератских мэрисьюшных героев. на уровне
форумных фанфиков. на уровне "жестокой голактеки", помноженной на аниме.
Конечно же, клише утверждают, что у босса должно быть несколько форм. Когда босс меняется на вторую форму, его представляют как "бывшая первая форма".
Дальше он высасывает из своей жопы ничем не подкрепленное утверждение "миру будет пизда, если человечество оставить как есть". Никто больше никогда не вспомнит о грядущем апокалипсисе, конечно же.
Откуда у бога, которого выдумало человечество, чтобы он их администрировал, какой-то вообще эгоизм?
Вот эта фраза - ещё одно клише японского ширпотреба.
Чтобы сказать "тебе пизда", нужно не только наградить врага юрусенаем. Нет, этого мало, надо ещё и подчеркнуть, что ты НЕ БУДЕШЬ СДЕРЖИВАТЬСЯ.
Ну и, конечно, чтобы подчеркнуть важнейшую разницу между первой и второй формами, надо перед второй заявить, что враг теперь НЕ СДЕРЖИВАЕТСЯ.
Эта фраза в якудзах успела заебать вусмерть; ладно бы она ещё хоть что-то бы значила. Но нет, герои это говорят, юрусенаят друг друга, а потом все равно никто не умирает. Тьфу.
Итак, этот босс. Он постоянно регененирует руки, каждая из которых рефлектит разные стихии, бьёт и проклинает вдобавок. Поганенько.
Но иногда он начинает заряжать мощную атаку. Тебе игра прямо говорит: надо разломать руки. Ты думаешь, что это прервёт мощную атаку. Ноуп. Получай гамовер, начинай получасовой бой заново.
После победы над боссом он, конечно же, опрокидывает героев. Они не могут встать. Им надо очень усердно ПРЕВОЗМОГАТЬ, и для этого их друзья усердно в их ПОВЕРЯТ и пошлют им лучи своей НАДЕЖДЫ. Что это такое? Да, это самые уёбищные сцены фф3, фф4 и фф9 в одном флаконе.
Люди на земле прозрели, увидели испорченный арт-дизайн, и начали усердно верить в героев. Они там с земли почувствовали, что дерущиеся в небе герои ещё не сдались.
Все в мире наблюдают за их боем и усердно их подбадривают.
Как это всё должно вообще работать? Да никак. Объяснения никакого не будет. Пипл любит такое говно, в четвёртой персоне сожрали же радостно, поэтому вот оно вам в пятой, даже если никакого смысла в происходящем нет.
Каждый из героев произносит традиционную мотивационную реплику. Поскольку все герои - безликая параша, их реплики абсолютно дефолтные.
Вера в героев достигает ста процентов. Чего, как мы знаем, не бывает никогда, если только всему человечеству не промыли мозги. I mean, есть те, кто думает, что земля плоская, и что, они будут верить в фантомных воров, которые в небе сражаются с неигорем/граалем/администратором/богом елдобаотом?
Ну, это всё чисто для показухи и пафосных фраз, божок скриптово умирает, а всезнайка-кот говорит, что наш протаг - повелитель демонов. Что? Да ничего, это для красного словца, как примерно всё в этой игре. Одни понты и ноль смысла.
После этой сцены игра запрещает снимать скриншоты и идёт нахуй.
Точнее, я иду на ютуб пересматривать свежедобавленный контент, чтобы дописать этот пост.
Я не рад.
В общем, контент Роял-версии взламывает концовку оригинала. Кот не просто пропадает за кадром, а пафосно возносится, как Иисус... чтобы вернуться через пару дней.
Умерший Акечи возвращается и сдается полиции вместо протага. Учитывая, насколько поганым был сценарий оригинала под конец, я уже был готов принять это за чистую монету, готов был поверить, что тут всё настолько плохо, что даже Акечи восстал из закадрового ада.
Но нет, это просто задел под дополнительный контент. Дело в том, что после смерти злого бога его силу перехватил Маруки, психолог из школы. И он решил создать идеальный мир для героев, где все их желания исполняются. И почему-то он начал это делать буквально сразу же после смерти бога: Акечи тут же воскрес и стал добрым.
Ну, вы понимаете же, да, что это такое?
Это прода.
Разработчики буквально дописали сиквелочек-фанфик, в котором вернули самого кассового героя, с которым у протага ещё и френеми-шип. И этот герой берёт и меняется так, чтобы одновременно и выглядеть как ебанько, за что его полюбили, и при этом быть умненьким и сотрудничать с героем, и всё одновременно. It's magic, we don't have to explain shit! Мечты сбываются! И, конечно, все эти мечты ровно те же, что и у дрочерш-шипперш.
Энивей, мамка Футабы и батя Хару воскресли, кот превратился в мальчика (и продолжает спать с протагом вместе - ну точно это всё яойный фанфик!), у всех всё заебца. И только протаг понимает, что всё это неправильно. И Акечи. И задача протага - пойти к друзьям, у которых всё внезапно стало прекрасно, и убедить их, что это всё не ок. Что эскапизм - это плохо. И вернуть их в реальность, где они хромые сироты.
......ну, вы понимаете же, да, что это такое?
Это Final Fantasy Tactics Advance.
И есть ещё эта фифа. Касуми Ёсидзава, новая героиня. Я упоминал её в предыдущем сегменте в контексте того, что она из ниоткуда влезает в побег героя из казино, хотя в этой сцене ноль смысла и тонна противоречий (впрочем, после того, что мы видели в оригинальной концовке, это всё кажется цветочками).
Так вот, с ней была новая сцена в середине игры, где она, проходя мимо какой-то стройки, случайно провалилась в палас. И там взяла и отрастила себе Персону, но к героям не присоединилась - типа свои дела (вот кто настоящий бунтарь-то!). И сейчас, в мире тотального эскапизма, она оказалась третьей - помимо гг и Акечи - кто видит этот палас.
И вот давайте тут остановимся немного. В персоне 4 герои получали своих персон, когда разбирались в себе. Когда принимали себя. Когда справлялись со своими внутренними противоречиями. Многим это давалось нелегко, с тенями приходилось воевать - но обретение персоны что-то значило в этой истории.
В персоне 5 оно не значит ничего. Нам подают обретение персоны как акт бунтарства, как нежелание мириться с хахаха правилами общества и всё такое, но на деле, как обычно в этой игре, целостной картины не складывается. Рюдзи всегда был бунтарем. "Касуми" им не была никогда.
Более того, она и Касуми-то никогда не была. На самом деле её зовут Сумире, и она была ущербной близняшкой с рецессивными генами и гигантской завистью к умнице Касуми, у которой всё получалось. Ну а потом Касуми умерла, защищая её от машины (ещё одно убийственно херовое клише), Сумире не смогла жить с грузом вины за смерть сестры, пошла к психологу, и он своей магией заставил её поверить в то, что она и есть Касуми, и с тех пор она продолжала стараться воплотить мечту Касуми в жизнь.
То есть героиня, которая не только не бунтовала, но ещё и занималась невероятным, ультимативным самообманом, и получила Персону, и оказалась избранной, способной видеть тайный палас, когда все обманутые психологом не могли.
Как всегда, в Персоне 5 достаточно просто немножко подумать о происходящем, чтобы всё развалилось на куски.
И вот нам показывают главного антагонистя Рояля. Тут надо признать, что хотя бы он - не такое пустое говно, как абсолютно все остальные его коллеги: у него хотя бы есть нормальная цель, его можно понять. "Мир говно, он полон страданий, а я могу это починить и починю".
Но протаг, конечно, несогласен. Правда важнее. Поэтому он в духе Марше сеет зёрна сомнения во всех своих индоктринированных друхей, а потом бьёт Ёсидзаву ногами по почкам, приговаривая "эскапизм - это плохо".
На что она говорит спасибо извините пожалуйста да ок хорошо
Ну и Маруки даёт героям месяц, чтобы в рояле был дополнительный простор для классического геймплея. И потому что в оригинале герой выходил из тюрячки 13 февраля, поэтому тут его просто посадят 4 февраля вместо 26 декабря, а всё остальное останется тем же.
В п5 нам говорили, что после убийства бога мементос пропадёт, но в рояле решили, что просто Маруки захватил мементос и своей персоной, с помощью которой он волшебным образом переписывает сознание людей, теперь переписывает весь мир.
Но вот давайте мы сейчас ещё накрутим условностей. Значит, вот мементос, который был, но должен был сплыть, но не сплыл, вот он сейчас испоьзуется персоной для актуализации, и вот раньше при боге реальность слилась с мементосом, но это было не навсегда, а сейчас с актуализацией будет навсегда, и вот тогда ты в актуализации застрянешь и в реальный мир не вернёшься и----
"А я художник"
Энивей, надо пройти ещё одну порцию мементоса, дёрнуть там рычаг, тогда откроется дверь в паласе Маруки, тогда можно пройти внутрь и посмотреть несколько навязанных видеокассет с трагичной предысторией нашего антагониста. И пройти несколько тестов, где надо отвечать так, как думает антагонист, но если вы посмотрели кассеты и подумали, что он из своей трагичной истории вынес какой-то урок, то хуй вам, неверный ответ, идите нахуй.
А, ну и отдельно идите нахуй с продолжительностью этого данжа. Поскольку рояль добавил только один палас, он астрономически огромен.
А также в нём невероятно, запредельное ебаные головоломки и сейвы раз в полгода. Наслаждайтесь (и идите нахуй).
В общем, дошли они до босса, он такой - ок, есть ваша позиция, есть моя, мы не придём к согласию, го пиздиться. Никакого противостояния идеологий, никаких интересных диалогов, никакой глубины тут не будет. Просто босс тридцать раз кряду продолжит напоминать, что он добрый.
..................................................
Первая форма босса опять постоянно респаунит тентакли с разными уязвимостями. Это буквально повторение финального босса п5, только без ебланского "мы тебе посоветуем бить руки, а не дефаться, чтобы ты сдох".
Бьёшь его пару раз.
Он говорит "ой всё". Палас начинает рушиться. Герои уезжают.... куда? Да так, просто на шоссе. Которое ТОЖЕ НАХОДИТСЯ ВНУТРИ ПАЛАСА.
Он их догоняет, го вторая форма.
Но, конечно, этого мало, ведь нельзя, чтобы босс не был неведомой ёбаной хуйнёй. Поэтому он берёт и встраивается в гигантскую НЁХ, которую ничего не берёт.
И это, КОНЕЧНО ЖЕ, повод всем картинно попревозмогать и произнести по дефолтной реплике каждому. И потом после победы дать пафосную речь о том, что людям бывает тяжело, но они сами должны ПРЕВОЗМОГАТЬ.
Который это раз уже мы видим? Думаете, последний? Ха ха ха
Палас продолжает обрушиваться, теперь падает и шоссе. Почему? Да хуй знает. Кот превращается в вертолёт. Почему? Да магия ёпт. Раньше не мог, а теперь может, уникальный волшебный случай, не задавай вопросов. И тут
Что, думали, трёх с половиной побед над боссом мало? Неееееет. У разработчиков нет ни вкуса, ни чувства меры.
Ведь набор уёбищных штампов был бы неполон, если бы герой и злодей не набили бы друг другу морды кулаками.
Протаг уже явно ему не верит. Столько раз он говорил то же самое!
Что дальше: мир нормализуется, мементос стирается, персоны пропадают, Акечи растворяется за кадром, протаг оказывается в тюрьме, друзья организуют кампанию по его вызволению, он выходит 13 февраля, 14 идёт на свидание, потом ещё на одно, потом прощается со всеми и уезжает домой в деревню.
Только если оригинал заканчивался тем, что он с друзьями просто едет в машине и радуется, тут откуда-то берутся злые агенты, которые всех преследуют. Кто они? Зачем они гоняются за школьниками? Чего они хотят? Ответов не будет, это концовка уже.
Пока агенты безуспешно гоняются за школотой, героя до вокзала подвозит Маруки, который заделался таксистом и благодарит протага за шанс начать все заново. Друзья прощаются с протагом и продолжают удирать от непонятных агентов. Протаг садится в поезд и после титров видит проходящего за окном Акечи. Который уже дважды как сдохнуть должен был, но хаха, что, думали, что разработчики не перестанут доить такого персонажа? Купите Персона 5 Страйкерс!
...
Подытоживая. Персона 5 - самая переоценённая JRPG эвер. Её сценарий состоит на 80% из максимально шаблонных реплик, которыми забиты десятки и десятки часов, и на 20% - из максимально стыдного говна, которое я традиционно выстебывал в этом блоге. Протаг опять до мерзкого имбовый, большинство его друзей - никакие, враги почти все скучные, а победы над ними - одинаковые. Даже то хорошее, что в игре есть, безбожно растягивается и повторяется.
Геймплейно же она недалеко ушла от предшественниц. Данжены теперь забиты мерзкими скриптами, из-за чего их прохождение затягивается ЕЩЁ больше. Бои проходят по одному и тому же сценарию что в начале игры, что в конце. Ну, не считая худшего босса в мире, которого я описал в прошлом выпуске.
Музыка в целом хорошая, но вокальные треки на репите начинают сводить с ума. Арт-дизайн поначалу радует, но потом становится ясно, что потенциал так и не был толком реализован, а финальный данж оригинальной п5 по своей красоте может посостязаться разве что с скульптурами из навоза.
Персона 4 была игрой глубоко не идеальной, но Персона 5 почти ничего не починила и много чего разломала. Это всё ещё не ПЛОХАЯ игра, но глубоко посредственная - и точно не заслуживающая всех тех оваций, которыми её удостаивает публика.
Впрочем, эта публика теперь любую игру с Шибуей называет похожей на п5. Я всё думал, когда мне подвернётся случай обновить "50 правил фаната фф", написанные аж десять лет назад. Вот и мой ответ: в десять лет отсутствия ярких финалок тупенькие люди, раньше визжавшие от восторга по разным тупеньким финалкам, переключились на яркую, но очень тупенькую JRPG, которая как раз оказалась в моде. Наверное, моё счастье, что я в этот фэндом уже не вхож.
Ах да, 6/10.
Комментариев нет:
Отправить комментарий