-=README=-

пятница, 24 января 2020 г.

Final Fantasy V Review

Комментарии к прохождению:
мир 1
мир 2
мир 3

фф5 всегда была такой белой вороной среди финалок: её редко вспоминают из-за того, что она и не особо сюжетная, и на Западе долго не выходила. Единственный повод её упомянуть - это система профессий, которая потом получила развитие в ффт и фф10-2. Перепройдя фф5, я могу лишь признать, что её забвение заслужено.



Тут стоит сделать оговорку: из всего, что вышло до фф6, она безоговорочно лучшая. Просто фф6 абсолютно во всём её оставила далеко позади, сделала фактически ненужной. Не посрамлённой осталась только система профессий- до релиза ффт. Но не то чтобы она в пятёрке была особо хорошей.

Во-первых, она полностью обнуляет индивидуальность героев. Последующие части справлялись с этим или уникальной экипировкой и лимитами, или, как в тактикс, особыми умениями стартового класса (при возможности свободно его менять).

Во-вторых, простора для кастомизации всё ещё слишком мало. Одна выученная абилка в дополнение к экипированной профессии - это, конечно, лучше, чем было в фф3, где кроме смены класса, ничего доступно и не было, но всё равно. Особенно с учётом того, что пассивки тоже занимают этот слот. Тесно.

В-третьих, и это самое важное: нет возможности узнать, что выучивается в данный момент. Коммитмент на несколько сотен очков умений может обернуться пшиком, ненужной пассивкой. Невозможно стратегически выстраивать свою прокачку, если она идёт вслепую.

Поэтому система профессий в фф5 - это не безусловный плюс, а что-то на троечку. Средненькое. На полпути между хуйнёй из фф3 и полноценным решением из ффт.


Боёвка тоже выглядит полуготовой. Полоски АТВ появились, но они идут очень неплавно, а пропуска хода нет. В целом тут всё довольно стандартно, за исключением одного спорного решения: на боссов очень часто действует статусная магия.

Неоднозначность тут вот в чём. С одной стороны, в финалках статусная магия обычно находится где-то в shit tier, потому что на боссов она не действует, а треш-мобы и так разваливаются легко. Поэтому решение пятёрки разнообразить подход к боссам статусной магией можно вроде как и хвалить. Но с другой стороны, уязвимости боссов к конкретным статусным эффектам означают, что бои с ними можно очень легко прочизить. Если знать, как.

И тут мы приходим к той же проблеме, что и у фальшивых стен (которых в фф5 тоже полно). Если человек играет с солюшеном в зубах, он соберёт все секреты и прочизит всех боссов. Для него фф5 будет игрой безумно простой: на этого камень, на этого лв5смерть, на этого одина, на этого рефлект или ещё чего. Но человек без солюшена будет вынужден или пропускать контент в секретах и сходить с ума на сложных боссах, или пытаться найти все тайные проходы и уязвимости боссов путём перебора, тыкаясь в каждую стену и кастуя на каждого босса все возможные статусные заклинания. Первое - нечестно по отношению к нему, второе - унылое однообразие плюс ничем не оправданная чрезмерная трата времени. There is no middle ground.

И я пишу это по своему опыту. Мои первые два прохождения фф5 были слепыми, и она была для меня очень сложной. Сейчас по гайду я её пролетел, практически не спотыкаясь. Особенно это легко с синей магией, работающей, опять же, по простому принципу: гляди в гайд или иди нахуй.



Сценарно фф5 неприятно неоднородна. Она цепляет фаном, ощущением большого приключения, но к концу первого мира забывает об этом, превращаясь в бесконечное "го эксдеса останавливать". Вспомните её начало! Там персонажи друг с другом много взаимодействуют, там полно юмора, там постоянно куда-то идёшь, открываешь новые края. А во втором мире всё наоборот - всё уже известно, но одному только Галуфу, который объясняет положение дел остальной троице, мгновенно ставшей безликой массой. Цель ясна сразу, открытий дивных нам не светит. Юмор отдается на откуп одному лишь Гильгамешу. В третьем же мире и его не остаётся, и безликие персонажи занимаются продолжительным гриндом безликих реликов с выслушиванием шаблонных однострочных реплик безликих приспешников Эксдеса. фф5 - пример нагляднейшей деградации сценария в рамках одной игры.

И не то чтобы сценарий изначально был прям хорош. фф5 состоит из коротких зарисовок, начисто лишённых глубины: герои попали впросак, злодей что-то задумал гнусное, но тут герои сделали что-то необычное и побили злодея, го дальше. Ни уму, ни сердцу: такие огрызки и персонажей не раскрывают, и мир не делают интереснее (о сеттинге тут вообще никто особо не думал), и не интригуют, потому что не развешивают по стенам никаких новых ружей. Зато они регулярно демонстрируют то, насколько Сакагути и Китасе уёбищные сценаристы: в одном только первом мире удалённый гипноз используется четырежды, а героических самопожертвований на всю игру тут полтора десятка - куда больше, чем в фф4, которую я за это долго и заслуженно травил. Это позор, который никак невозможно оправдать.

Что занятно, такой пошло и натужно говноэмоциональной фф5 не запоминается (в отличие от фф4). Возможно, как раз благодаря тому, что начинается она весело, и сразу к ней более снисходительное отношение образуется, как к комедии. Ведь вся драма в ней настолько убога и неуклюжа, что проще ее и забыть.



фф5 - это среднестатистическая финалка в вакууме. Обычная графика. Обычная музыка Уэмацу - без говна, но и без хитов. Обычная боевка. Обычный (то есть никуда не годный) сценарий. Середнячку - соответствующая оценка.

5.5/10

Комментариев нет:

Отправить комментарий