среда, 9 августа 2017 г.

Final Fantasy IV Review

Я не скриншотил прохождение. Извините. Вот три стрима:


Моё отношение к фф4 годами было известно: в самом первом типа-обзоре для этого блога – в тексте про фф13 – я говорил, что это худшая номерная часть именно со времен четвертой. Потому что, ну, с играми для NES все более-менее понятно, а вот на SNES толковые JRPG вполне могли появиться (см. фф6 и хроно триггер). К несчастью, фф4 не только вышла бесконечно убогой, но и завоевала легендарный статус, потому что оказалась одной из первых представительниц жанра в США. И это ракование – когда фф4 приводят в пример как образчик выдающегося сторителлинга в играх – продолжается и до сих пор. Воистину, не так страшен чёрт, как те, кто воспевает анальную еблю его трезубцем.


Давайте сперва пробежимся по тому хорошему, что в фф4 есть или хотя бы было. Это первая часть сериала на SNES, и ее разработчики постарались сделать музыку более насыщенной и полифонической (и саундтрек – бесспорно, лучшее, что в игре есть), повествование – более насыщенным, а постановку – более впечатляющей. На тот момент, пожалуй, она такой и была – но с каждым годом уровень фф4 становился все более и более позорным, каждая последующая часть поднимала постановку на новый и новый уровень (ну, кроме 9, которая, по-моему, ничего в этом плане не добилась, в то время как 8 уже достигла такого уровня, на который сейчас смотреть не стыдно). Иными словами, победа была временной и не особо-то заметной. Зато провалы начинаются уже сразу в части постановки (извините, хочу хвалить, но не получается): достаточно взять хотя бы танцы, воплощенные в трех кадрах анимации и не выражающие ровным счетом ничего!

Огромный прогресс был достигнут в боевой системе: она перешла от пошаговой к псевдореалтаймовой АТВ, стала такой, какой ее все фанаты и знали. Правда, это худшее воплощение АТВ эвер: шкалы не видно, а действия выполняются не сразу, причем у разных действий разный каст тайм, и это невозможно никак увидеть или предсказать. Вся тактика идет по пизде, когда враг вклинивается между отдачей и выполнением команды – и в фф4 такое – обычное дело. А боссы еще часто меняют формы, начиная, например, контратаковать – а команды уже отданы заранее, и отменить их нельзя.

И да, боссы в фф4 действительно дают фору противникам из всех предыдущих частей: они реально разнообразны и требуют индивидуального подхода… но только этот подход часто бывает утрирован до использования конкретного умения в нужный момент. Эти битвы друг от друга, конечно, заметно отличаются, но каждая следует своему сценарию, и разнообразия при повторных прохождениях ждать не стоит.


Это следует и из следующего пункта, за который игру тоже вроде как можно хвалить, но вроде бы как и нет. В фф4 фиксированный состав партии – это позволяет героям сменять друг друга, делает больше динамики – а также каждому персонажу отведена своя собственная роль: кто-то бард, кто-то саммонер, кто-то паладин. Это дарит персонажам индивидуальность, делает каждого по-своему важным. И при этом такой подход полностью убивает роль игрока во всем, что не касается непосредственно боев. Игрок никак не контролирует ни состав команды, ни развитие персонажей, ничего. Тут ноль кастомизации, и каждое прохождение идентично предыдущему. Игрок тут оказывается практически ненужным придатком, от которого требуется только давить на нужные абилки в нужное время, двигать персов по длиннющим однообразным подземельям и качаться пять часов перед последним боссом. У него нет никакого простора для самовыражения, он просто заперт в этом коридоре (игра хоть и красуется своей картой мира, она невыносимо прямолинейна) без права голоса.

И это я пытался о хорошем говорить.