Я не скриншотил прохождение. Извините. Вот три стрима:
Моё отношение к фф4 годами было известно: в самом первом
типа-обзоре для этого блога – в тексте про фф13 – я говорил, что это худшая
номерная часть именно со времен четвертой. Потому что, ну, с играми для NES все
более-менее понятно, а вот на SNES толковые JRPG вполне могли появиться (см.
фф6 и хроно триггер). К несчастью, фф4 не только вышла бесконечно убогой, но и
завоевала легендарный статус, потому что оказалась одной из первых
представительниц жанра в США. И это ракование – когда фф4 приводят в пример как
образчик выдающегося сторителлинга в играх – продолжается и до сих пор.
Воистину, не так страшен чёрт, как те, кто воспевает анальную еблю его
трезубцем.
Давайте сперва пробежимся по тому хорошему, что в фф4 есть
или хотя бы было. Это первая часть сериала на SNES, и ее разработчики постарались
сделать музыку более насыщенной и полифонической (и саундтрек – бесспорно,
лучшее, что в игре есть), повествование – более насыщенным, а постановку –
более впечатляющей. На тот момент, пожалуй, она такой и была – но с каждым
годом уровень фф4 становился все более и более позорным, каждая последующая
часть поднимала постановку на новый и новый уровень (ну, кроме 9, которая,
по-моему, ничего в этом плане не добилась, в то время как 8 уже достигла такого
уровня, на который сейчас смотреть не стыдно). Иными словами, победа была
временной и не особо-то заметной. Зато провалы начинаются уже сразу в части
постановки (извините, хочу хвалить, но не получается): достаточно взять хотя бы
танцы, воплощенные в трех кадрах анимации и не выражающие ровным счетом ничего!
Огромный прогресс был достигнут в боевой системе: она
перешла от пошаговой к псевдореалтаймовой АТВ, стала такой, какой ее все фанаты
и знали. Правда, это худшее воплощение АТВ эвер: шкалы не видно, а действия
выполняются не сразу, причем у разных действий разный каст тайм, и это
невозможно никак увидеть или предсказать. Вся тактика идет по пизде, когда враг
вклинивается между отдачей и выполнением команды – и в фф4 такое – обычное
дело. А боссы еще часто меняют формы, начиная, например, контратаковать – а
команды уже отданы заранее, и отменить их нельзя.
И да, боссы в фф4 действительно дают фору противникам из
всех предыдущих частей: они реально разнообразны и требуют индивидуального
подхода… но только этот подход часто бывает утрирован до использования
конкретного умения в нужный момент. Эти битвы друг от друга, конечно, заметно отличаются, но
каждая следует своему сценарию, и разнообразия при повторных прохождениях ждать
не стоит.
Это следует и из следующего пункта, за который игру тоже
вроде как можно хвалить, но вроде бы как и нет. В фф4 фиксированный состав
партии – это позволяет героям сменять друг друга, делает больше динамики – а
также каждому персонажу отведена своя собственная роль: кто-то бард, кто-то
саммонер, кто-то паладин. Это дарит персонажам индивидуальность, делает каждого
по-своему важным. И при этом такой подход полностью убивает роль игрока во
всем, что не касается непосредственно боев. Игрок никак не контролирует ни
состав команды, ни развитие персонажей, ничего. Тут ноль кастомизации, и каждое
прохождение идентично предыдущему. Игрок тут оказывается практически ненужным
придатком, от которого требуется только давить на нужные абилки в нужное время,
двигать персов по длиннющим однообразным подземельям и качаться пять часов
перед последним боссом. У него нет никакого простора для самовыражения, он
просто заперт в этом коридоре (игра хоть и красуется своей картой мира, она невыносимо
прямолинейна) без права голоса.
И это я пытался о хорошем говорить.
А плохого тут кошмарно много. От невыносимых рандомных боев
и длинных уродливых данженов до графики с ужасными эффектами яда и перехода на
другой экран, насилующих глаза каждые полминуты, от пустых и даже не ярко
выраженных персонажей до сюжета, целиком составленного из пошлейших штампов. Персонажи,
конечно, особенно удивляют: я понимаю, что японцы готовы жрать любое жирное
говно, лишь бы было цветастым и броским (и не любят фф12 за отсутствие
подобного), но тут нет даже типичной японской анимешной гипертрофированности! Герои
даже этим не могут зацепить, в них нет просто ничего, за что их можно было бы
запомнить.
Отдельно надо пройтись и по сеттингу, который представляет собой ёбаное ничего, ухитряющееся спотыкаться само об себя и размазаться тонким слоем дристни по поверхности луны. Игра начинается как махровое фэнтези, где воздушные корабли - самое главное, ультимативное и удивительное оружие, которое есть только у одной страны. Все дебильные условности прилагаются: дупло, куда ходят только члены королевской семьи из ближайшего замка, гора испытаний, с которой никто не возвращался и куда старейшина при этом посылает двух вундеркиндов, злой темный эльф - хотя ни других темных, ни вообще эльфов в этом сеттинге в принципе нет. Но потом этот уже дебильный и не нужный недосеттинг совсем слетает с катушек, кидая героев из одинаковых говнопещер в одинаковые кибербашни. То есть ниндзи (!) живут тут в дефотлных средневековых замках (!!), которые стоят по соседству с неебическими вавилонскими кибербашнями (!!!), куда эти ниндзи спокойно ходят гулять. И при этом все равно почему-то топ технологий - это эиршипы. Ну а финал с "мы помолились, и теперь у нас есть космический корабль и мы летим на луну" просто вытирает об какую-то вменяемость сеттинга немытое свиное рыло.
Да и сюжет в целом, за который почему-то в фф4 тупенькие американские
миллениалы души не чают, – это отдельный круг ада сам по себе. Все, что в игре
существует, имеет одну из двух целей: стать или боссфайтом, или основой
для убогой сценки с плот-твистом или драматическим
превозмоганием/самопожертвованием (нужное подчеркнуть). При это тут нет, кажется,
ни одного плот-твиста, который не был бы уебищным, а число пафосных суицидов
гораздо превышает число хороших сюжетных решений. Настолько, что фф4 можно
брать как образец, какими игровые сюжеты быть не должны. А если кто-то
сомневается в том, что «кекил, я твой брат» и «я все время был добрый, просто
that wizard came from the moon и мозги мне промыл» – говно, а не сюжетные ходы,
то я не уверен, стоит ли обсуждать что-то с человеком с такой системой
ценностей.
Я тут не пытаюсь сказать, что фф4 не за что любить, потому
что людям для такого, как правило, вообще не нужны никакие веские поводы, и у
каждого может найтись угол, с которого фф4 будет выглядеть мило и
привлекательно. Речь о том, что если мы говорим о том, что хорошо, а что плохо,
то весь сценарий фф4 будет лежать целиком в категории «плохо». По причинам,
которые мне кажутся чрезмерно очевидными (ладно, про одну из них мне пришлось объяснять отдельно; надеюсь, про остальные не придется).
3/10
Тут надо сделать обязательно пометку, что и в постановке, и в боевой системе совершенно отвратительный оригинал пыталась исправить DS-версия, но горбатого, как известно, может исправить только могила, и с таким сюжетом и такими ограничениями и рандомными боями ей все равно не видать больше чем, например, 4/10. Точнее не могу сказать, поскольку перепроходить ее точно не хочу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий