Комментарии к прохождению:
DLC:
Очень многое я и так уже написал в своей рецензии на«Канобу», поэтому тут я зайду с другого угла. Главный тезис у меня такой: Final Fantasy XV почти не за что хвалить.
Давайте сразу разберемся с этим «почти».
Здесь хорошая музыка; она немного not my cup of tea, но к
мелодиям у меня претензий нет (к звукорежиссуре местами – да). Широкий
ассортимент мелодий из других финалок, доступных в плеере, с лихвой
компенсирует нехватку нравящихся тем из основного саундтрека.
Здесь хорошая озвучка. Как обычно в финалках, я предпочитаю
английскую, но наверняка многим по душе придется и японская. Кастинг очень
удачный.
Здесь хорошая графика и анимация. Местами. В основном хорошо
то, что касается героев, монстров и эффектов; пейзажи и второстепенные герои
похвалы не заслуживают.
Это действительно финалка в том смысле, о котором много
говорил Гуч: она не стоит на месте, она пробует что-то новое, она переосмысляет
себя. Для Final Fantasy это действительно новый опыт, и в этом плане она лучше,
чем, например, фф13, которая ползет по проложенным десяткой рельсам.
Однако, похвалив ее за то, что она является экспериментом,
нельзя не признать, что это эксперимент провальный. Final Fantasy XV попросту
не работает. Ни в одном из своих аспектов.
FFXV
не работает как сюжетная игра. Ее основная сюжетная линия сводится к «Ардин
готовит Ноктиса к дуэли всю игру, а потом проигрывает». Ничего больше важного
не происходит по во время прохождения – по крайней мере, в кадре. Луна – не
больше, чем мотивационный придаток к Ноктису, все его друзяшки – тоже, Равус и
империя в целом – вообще нечто невразумительное и ненужное. Тут нет твистов,
нет вообще ничего; сюжет игры настолько туп и прямолинеен, что его должно было
быть стыдно показывать еще 15 лет назад.
FFXV
не работает как игра про персонажей. Никто из героев не раскрывается и не
развивается в достаточной мере. Игра полна самой пустой болтовни ни о чем; за
сотни реплик о главных героях мы практически ничего не узнаем. Возьмите,
например, Игниса: буквально из его описания, предоставленного за год до выхода
игры, мы узнали, что он умный, сдержанный и любит готовить. Что нам дала игра
сверх этого? Ровным счетом ничего. В ней есть ровно одна сцена, где один из
центральных персонажей откровенничает – речь, конечно, о Промпто на крыше отеля
– но этого преступно мало, да и никчемное откровение в финале о том, что
Промпто – какой-то имперский искусственный выродок, немного ставит крест на
правдоподобности этого персонажа в целом. Никто из них не меняется ни за их
длинное путешествие, ни даже за десять лет, прошедших за кадром. Да и Ноктис
всего лишь превращается из яро ангстящего героя поневоле в просто грустного и
чуть более целеустремленного героя поневоле.
FFXV
не работает как игра про дружбу. Да, все об этом твердят, но это же абсурдно.
Герои не сближаются по ходу игры; подразумевается, что они подружились раньше,
за кадром, – но знаете, что есть у давно сложившегося круга друзей? История.
Какие-то случаи, которые они будут вспоминать. Какие-то былые оплошности или
наоборот, выдающиеся моменты, за которые они будут друг друга журить или,
наоборот, хвалить. Какие-то внутренние шуточки, мемы, понятные только им. Но у
них нет ничего этого. Они выдают пустые, выхолощенные, лишенные изюминки и
контекста фразы, лишь подчеркивающие отсутствие между ними какой-то химии,
динамики. FFXV – это четыре
болванчика в кабриолете и не более того.
FFXV
не работает как драма. Я это неоднократно уже подчеркивал в комментариях к
прохождению, но скажу еще раз: практически все моменты в игре, где она
выкручивает градус драматичности, высосаны из пальца (Луна, Гладиолус), а те,
где драматизм был бы уместен, недокручены или просто слиты (Игнис, встреча
десять лет спустя). Сопливый финал – это и вовсе копипастный Хадзиме Табата:
герой должен пожертвовать по тупой и надуманной причине, просто потому, что так
в сценарии написано. Этим кончаются все четыре игры Табаты, и только в Crisis
Core это было уместно (и то я считаю, что там пафос сцены все только испортил).
FFXV
не работает как роуд-муви. Суть роуд-муви – в движении вперед, в постоянной
смене декораций, в посещении все новых мест, в которых с героями происходят
новые интересные штуки. FFX – это роуд-муви. FFXV с ее претензией на открытый мир, с постоянными возвращениями в
единственный город даже по сюжету, не говоря уже о сотнях сайдквестов, не может
быть роуд-муви просто по определению.
FFXV
не работает как игра с открытым миром. Одна из причин очевидна: разработчики вообще
не смогли подружить опенворлд с хоть какой-то сюжетной прогрессией. Как только
герои получают свободу – сюжет засыпает, а игроку в качестве сюжетных заданий
скармливается то, что обычно идет в сайдквесты. Как только надо каким-то
событиям произойти – вся открытость мигом забывается. Это не игра с открытым
миром, это фарс уровня фф13. Только там полянка, ничего не дающая сюжету,
зато на которой можно было побуксовать пару десятков часов, занимала 1 главу из
13, а тут – 6 из 14. Толку примерно столько же. Но вторая причина куда более
непосредственна: здешний мир убог. Он пуст. В нем ничего нет. Суть игр с открытым
миром – в исследовании; этот мир должен вознаграждать проявленный к нему
интерес и мотивировать игрока исследовать его дальше. А он этого не делает
никак, потому что в нем ничегошеньки нет. Тут практически отсутствуют
интересные опциональные локации, а передвижение крайне затруднено тем, что
основное его средство умеет кататься только по дорогам. Это полностью лишает
исследование мира какой-либо интриги: уже по его карте (заранее открытой) мы
сразу знаем, что там и где. Эксплоринг мира пятнашки его не откроет вам новые
поселения, задания, куски сюжета, необычных врагов – ничего, кроме данженов с
реликами для Ноктиса и мест для рыбалки. Это – все, что он может предложить.
Это и копипастные непроходимые горы, идеальные шоссе и заборы везде.
FFXV
не работает как мир – в принципе. И по его дизайну: эти безупречные шоссе и
заборы убивают любую правдоподобность. И по его истории, которой, в общем-то,
ни фига и нет. И по его нынешней ситуации: мы ездим по землям, которые были
отданы Империи еще много лет назад – но при этом имперского присутствия в игре
вообще не ощущается. Нет никаких органов власти, никакой полиции или армии вне
баз, – ничего. Весь Люцис существует в вакууме. И это было бы еще терпимо, если
бы он был просто декорацией для каких-то событий – но нет, в этом пустом и халтурно
сделанном мире еще и ничего не происходит. Это полный провал.
FFXV
не работает как часть собственной же медиафраншизы. Это ж к фф7 всякие приквелы
и сиквелы пришивались белыми нитками через много лет после релиза, а здесь все
планировалось заранее и выходило до релиза самой игры. И что же мы видим? В
Kingsglaive – политота, многообещающее обсуждение жизни за Стеной и проблемы
беженцев. В самой игре – Абсолютнейшее Нихуя. Игра кладет килотонный болт на единственный
интересный момент в сценарии ее приквела. То же самое (за исключением комплиментов)
можно сказать и о Brotherhood – оно ничего не дало игре. Ни капли важного контекста.
FFXV
не работает как RPG. Тут
иногда приходится выбирать варианты в диалогах, но они ни на что не влияют и
ведут к абсолютно одному и тому же. В игре всего полтора десятка именным
неписей. Сайдквесты, которыми усеяна игра, сделаны в буквальном смысле под
копирку, и в них нет ни одной интересной истории.
FFXV
не работает как экшн-RPG.
Суть экшн-RPG – в прямом контроле за героем. За примерами хороших экшн-RPG
далеко ходить не надо: что в Dark Souls,
что в Kingdom Hearts боевая система строится на атаках и перекатах, и крайне
важно уворачиваться от атак противника – на то они и экшн. В FFXV, которую
создавал Табата под слоганом «я слишком стар, чтобы что-то таймить», есть только
кнопка атаки, которая выдает неподконтрольную игроку комбу, и кнопка защиты,
которую можно просто зажимать, чтобы автоматически уходить от вражеских атак…
но не от всех. С чем-то работает, а с чем-то – нет. Это какая-то профанация, а
не экшн.
FFXV
не работает как JRPG. В
JRPG издревле была важна партия и контроль за ней; три олуха, бегающие за
Ноктисом, творят, что хотят (и обычно тупо умирают). Команду им можно дать
только при заполнении соответствующей шкалы (!), да и команда может быть лишь
одна – это заранее установленная одна абилка. Все участие трех из четырех
членов команды тут сводится к юзанию одного скилла раз в пятилетку. Получается,
что пятнашка – это театр одного актера, у которого есть всего два стула. Даже в
тринашке можно было назначать AI-олухов
на конкретные задачи (с которыми те справлялись неоптимально, но хоть как-то). Здесь
же о присутствии трех идиотов можно просто забыть – и в сложных боях, где они
умирают за первые же полминуты, именно это и приходится делать.
FFXV
не работает в плане прокачки. До релиза нам обещали, что экспу можно будет не
использовать, чтобы добавить себе челленджа, но нет – в конце главы накопленный
опыт вливается в героев, и за этим нет никакого контроля. Многие абилки прыгают
в цене от десятков до совершенно неподъемных 333 АР, из-за чего их покупка
становится просто невероятной.
FFXV
не работает в плане тактики. В смысле, ее вообще тут нет, поскольку прокачка
скудна, кастомизация смехотворна, а подготовка к бою вообще не имеет смысла, за
исключением пары особо имбовых пассивок. Все бои проходят по абсолютно одному и
тому же шаблону. Это все, опять же, крайне характерно для всех игр Табаты – они
все пустое однокнопочное говно.
FFXV
не работает в классических для финалок аспектах. Например, в плане магии. Заклинания
в ней чрезмерно мощные – напоминаю, что самого сложного врага в игре я убил
просто бездумным спамом одного спелла. И при этом они добываются не менее
бездумным сосанием – прямо как в фф8! Пятнашка унаследовала самую сломанную
составляющую восьмерки. Браво! Ну а про количество заклинаний и говорить
нечего. Стыд и срам.
FFXV
не работает в плане саммонов. С ними еще хуже – они еще более имбовые, чем
магия, но вылезают вообще рандомно. Знаете, что это такое? Это ублюдочная рулетка
из табатовского крайзис кора. Повезло – и за тебя, по сути, проходится битва,
можно даже не стараться. Не повезло – считай, никаких саммонов и нет. На этот
счет есть отличный пример: Титан берется первым из всех саммонов, но ни я, ни
товарищ, который, как и я, потратил сто часов и взял платину, его в игре не
видели ни разу.
FFXV
не работает в плане предметов. Во всех оффлайновых финалках, даже в
тринадцатых, предметы были важной частью тактики в боях. В пятнадцатой же
никакой тактики нет, умений – по большому счету тоже, и поэтому предметы становятся
становятся универсальным ответом на все вопросы. Точнее, два предмета – Hi-Potion и
Phoenix Down. Оба продаются в каждом магазине. Первый лечит героя на полную
даже из состояния нестояния, второй – отменяет гамовер. Такого в финалках не
было еще: фениксдаун традиционно позволял одному персонажу поднять другого,
равнозначного; здесь же есть только один персонаж и тупая массовка, и поэтому
фениксдаун герой просто использует каждый раз на себе, чтобы отменить свою
смерть. В FFXV невозможно проиграть, пока в кармане предметы лежат.
FFXV
не работает в своей дебильной попытке угодить любителям пошаговых боев. Здешняя
«тактическая пауза» – бесполезный кусок говна, единственный смысл в котором –
это сканирование врагов (но это, в свою очередь, говорит больше о том, что в
FFXV не работает нормально сканирование). Главная причина тому – невозможность мануально
активировать паузу. Или игра идет в реалтайме, или стоит Ноктису остановиться,
как сразу все замирает – и приходится бегать на месте, чтобы просто шло время. Это
очень убого.
FFXV не работает в плане охот. Хотя уже в двенадцатой части
было почти хорошо. Ханты в пятнашке – не уникальные монстры, а очередное
копипастное говно, которое надо убить «for habitat destruction». Куча из них – просто кальки
с боссов, иногда живущие в абсолютно тех же местах, что и предшественники. И их
можно брать только по одной за раз. В 2016 году.
FFXV
не работает в плане опциональных противников в целом. Здешний Адамантойз – худший
жирнобосс в финалках эвер. Внехантовые враги – полная туфта и копипаста, как и
хантовые.
FFXV не работает в плане управления.
FFXV не работает как выполнение обещаний. Даже если забыть
про Версус: в ней нет НИЧЕГО из ее первого трейлера (да что там – из первых
нескольких трейлеров). В ней нет практически ничего от Номуры, наследие
которого Табата обещал сохранить. Square Enix всех наебала.
FFXV не работает как полная версия Episode Duscae. В
демоверсии, которая, очевидно, должна была показать нам, какой будет вся игра,
была совершенно иная боевая система и, что особенно смешно, там был сайдквест с
кучей уникальных диалогов, с кучей кинематографичных скриптов – в общем, ручной
выделки, как говорят. В основной игре подобный сайдквест есть лишь один – вот
этот. И третья глава, когда герои оказываются в локации из демоверсии,
оказывается лучшей в игре. Иными словами, разработчики кучу внимания уделили
демке, а всей остальной игре – уже не очень; качество остального контента –
особенно второй половины игры – совершенно не соответствует тому, что нам
показала Episode Duscae.
FFXV не работает как Final
Fantasy for fans. Фанаты финалки вообще консервативны и хотят совсем
не такого. Да и в пятнашке нет, собственно, ничего из того, что сделало старые
части запоминающимися. Даже графон по современным меркам так себе.
FFXV не
работает как Final Fantasy for first timers. Она не самостоятельна: ее
пролог отправился в фильм, и игра выглядит как невнятный огрызок. Она не нерепрезентативна:
по пятнашке невозможно сложить представление о Final Fantasy. Она не актуальна:
она не дает своему жанру ничего полезного и уступает в каждом из своих аспектов
современным играм.
FFXV
не работает.
И все рецензии, пытающиеся убедить вас в обратном, лгут.
4.5/10
Комментариев нет:
Отправить комментарий