-=README=-

понедельник, 16 мая 2016 г.

Parasite Eve series review

История Parasite Eve тянется с книги Хидеаки Сены, поэтому наиболее правильным  было бы начать именно с нее. Хотя я бы начал еще более издалека – со «Спирали» Кодзи Судзуки, на которую PE весьма похожа.
  
О плагиате говорить здесь не приходится; скорее, имеет место быть совпадение. «Спираль» Судзуки вышла в 95-м, как и Parasite Eve. В «Спирали» девушка Маи Такано, просмотрев проклятую пленку во время овуляции, попадает под контроль злодейки Садако Ямамуры, слившейся с вирусом оспы, за неделю вынашивает и рожает копию Садако, которая, опять же, за неделю достигает своей взрослой «формы»; при помощи влюбленного в Маи ученого (по совместительству протагониста) Садако распространяется по всему миру, словно вирус.

В Parasite Eve вместо мутировавшего и научившегося распространяться информационным путем вируса роль таинственного зла играют митохондрии – отвечающие за выработку энергии органеллы клеток. Согласно роману, митохондрии – на самом деле независимые организмы, находящиеся в симбиозе с людьми до поры до времени. Их час пробил – в Киёми Нагасиме (жене протагониста) пробуждается Ева, коллективный разум митохондрий, желающий перерождения в теле совершенного существа. Из-за митохондрий Киёми подписывается на донорство собственных органов в случае собственной смерти, после чего оперативно гибнет в автокатастрофе. Одна из ее почек пересаживается девочке по имени Марико Андзай; митохондрии готовят ее тело к рождению новой формы жизни. Тем временем Ева из печени Киёми в лаборатории ее вдовца принимает форму погибшей, чтобы соблазнить незадачливого ученого и оплодотворить с его помощью свою яйцеклетку, которую она затем внедряет в Марико. Мигом рожденное существо, вопреки ожиданиям Евы, оказывается нежизнеспособным из-за сопротивления доставшихся ему в наследство от отца митохондрий – так что Parasite Eve расходится с апокалиптически мрачной «Спиралью» в отчасти счастливом финале.


В экранизации акценты были несколько смещены: Ева растеряла эмоции, коими она в книге прямо-таки пылала, а ряд сцен претерпел значительные изменения. Изнасилование и роды 12-летней Марико, например, по понятным причинам в сценарий не вошли, а финал стал более мелодраматичным: вместо того, чтобы растечься оранжевой массой, Ева превратилась назад в Киёми, которая слезливо сгорела в обнимку с мужем. Фильм Parasite Eve – довольно обычный японский хоррор, лишенный хоть чего-то хорошего.

Мимолетом стоит обмолвиться и о манге по мотивам Parasite Eve. В 98-м вышла трехтомная адаптация романа (учитывающая, тем не менее, изменения в сюжете из экранизации), а сразу же вслед за ней – и Parasite Eve Diva: N.Y. Shi no Utahime, двухтомник, посвященный злоключениям Айи в Нью-Йорке. Норико Фудзики, автор этого чуда, извратила сюжет РЕ наиотвратительнейшим образом, вписав туда мистику, введя ряд новых персонажей и добавив сопливую лавстори. «Дива», жертвуя аутентичностью, так упивается собственной шаблонной напыщенностью, что можно подумать, будто Мотому Торияма и Хадзиме Табата при создании The 3rd Birthday вдохновлялись именно этим недоразумением, а не двумя отличными играми от родной Square. А еще N.Y. Shi no Utahime невыносимо уродлива.

Книга, фильм и манга Parasite Eve: не стоят вашего внимания.

_____________________________________________________________________


Создание видеоигры по мотивам Parasite Eve – факт очень необычный сам по себе. Squaresoft до тех пор была известна своими собственными IP и ни разу не посягала на рейтинг «М»; на Западе книга не издавалась (до 2007 года) – но в разработке РЕ-игры принимало участие большое число американских сотрудников Square; Такаси Токита, автор сценария и руководитель всего проекта, ни до, ни после PE не создал ничего столь же достойного. Да и жанровая принадлежность игры была мало кому понятна: изобретенные PR-машиной Square слова «cinematic RPG» не говорили ровным счетом ничего, благо JRPG того времени в лице Final Fantasy VII и подкупали-то в первую очередь кинематографичностью. Впрочем, все выгорело: игра отлично продалась (можно с уверенностью утверждать, что странный выбор Square пошел на пользу популярности роману Сены, а не наоборот) и даже, как ни странно, оказалась хорошей. Достаточно хорошей, чтобы в нее можно было играть и сегодня не без удовольствия.

Подумайте только, насколько удивительной и нетипичной она кажется даже сегодня. Японская игра про современную Америку? Уверенно псевдонаучная? Где сверхъестественные способности есть только у протагониста и антагониста? С персонажами, не являющимися анимешными архетипами? Без необходимости качаться? Parasite Eve избежала большинства шаблонов JRPG, и это хорошо априори.

Айя Бреа, главная героиня РЕ-игры – дочь Марико, которая вышла замуж за гайдзина, переехала в Америку, разродилась двойней и повторила судьбу Киёми Нагасимы, погибнув в автокатастрофе вместе с одной из дочерей. Умершую девочку разбирают на запчасти: роговица глаза достается сестре, родившейся с дефектом зрения, а почка – некой Мелиссе Пирс. Митохондрии Евы, попавшие в свое время через подобную трансплантацию в Марико, а от нее – к дочке по наследству, приживаются у обеих реципиентов, но не проявляют себя до поры до времени. Добрых двадцать лет спустя складывается удачное стечение обстоятельств: исполняющая ведущую партию в опере Мелисса, чувствуя себя не очень хорошо из-за пробуждающегося сознания Евы, принимает львиные дозы иммунодепрессантов, что лишь усугубляет ситуацию, а встреча с Айей, волею судьбы посетившей эту самую оперу, становится решающим поводом для того, чтобы Ева окончательно и бесповоротно пробудилась в теле Мелиссы. Итог: люди горят, животные мутируют в чудовищ, посетители следующего концерта Мелиссы превращаются в оранжевую митохондриальную массу, и все попытки Айи (единственной, на кого не работают способности Евы) и полиции остановить злодейку оказываются неудачными. Подключается армия, но и она не в силах совладать с Евой и ее ручным чудовищем. Тем временем Ева следует по уже проторенной дорожке: выбрав себе подходящего донора спермы из банка (чтобы не повторилась ошибка ее предшественницы), она дает-таки жизнь Совершенному существу. Тут на помощь приходит изобретение незадачливого японского ученого Кунихико Маэды, до этого помогавшего Айе больше словом, чем делом: Маэда создает на основе митохондрий самой Айи специальные пули, способные противодействовать неуязвимому ко всем иным атакам существу, которое в результате оказывается-таки повержено.

Любопытно, но обычная концовка Parasite Eve – плохая и неканоничная: в ней митохондрии Айи начинают мутировать и дальше, подчиняя себе окружающих. Для получения хорошей и правильной концовки Айе при повторном прохождении необходимо пройти 77-этажное Крайслер-билдинг, на верхнем этаже которого сразиться с истинной Евой и найти-таки примирение с погибшей сестрой.


Геймплей РЕ сочетает систему АТВ со свободой передвижения по полю боя и упором на огнестрел в рамках довольно необычной, но все же экшн-RPG, работающей по простой схеме: атака в свой ход – уклонение от вражеской атаки до наступления следующего. Уклоны, правда, делать далеко не всегда удобно, а ограничение на одно действие на ход (опционально пропадающее лишь в самом конце игры) ставит крест на каких-то там стратегиях. Бои тут однообразны и не особо удобны: я бы их записал в минус игры, но небольшой. Прокачка слишком линейна, как и апгрейд оружия, а игре заметно недостает баланса как в боевых умениях (куча магии бесполезна, а Liberation решает вообще все), так и в выборе испытаний – пятый день невероятно огромный, финальный данжен в виде музея чрезмерно раздут, а последние боссы диспропорционально сложны.

Вместе с тем тут совершенно чарующий Нью-Йорк, удивительно ладно склеенный сценарий, какая-никакая кинематографичность и офигительнейший саундтрек Симомуры. Лайк.

Parasite Eve: 7/10

_____________________________________________________________________


Первая Parasite Eve была довольно смелым для Square проектом, непохожим на другие ее работы. Таким же оказался и сиквел, кардинально отличавшийся от оригинала. От блокбастерности и упора на НФ вторая часть уходит в сторону детектива и конспирологии.

Айя переехала с восточного побережья на западное, где в рядах спецподразделения ФБР в силу своих (немалых) возможностей борется с NMC, неомитохондриальными созданиями – то есть с людьми и животными, мутировавшими в монстров. После теракта в центре Лос-Анджелеса расследование забрасывает Айю в пустыню Мохаве, где кроется недавно перепроданное в частные руки бывшее военное убежище. В бункере Айя обнаруживает, что ей активно интересовались еще с нью-йоркского инцидента (вот же сюрприз!), а под огромной лабораторией скрыт безумных размеров вольер для искусственно выведенных NMC, которыми телепатически управляла маленькая девочка – Ева, клон Айи.

Встреча с Евой кардинально меняет тон игры. До этого она – чистый детектив/триллер: Айя часами бегает по разным локациям в поисках крох информации о том, что же там происходит на самом деле, но, едва встретив Еву, превращается в Рипли, а игра – в боевик, в котором маманя защищает свою доченьку от посягательств злодеев.

Финал РЕ2 вообще один их самых необычных в японских играх. Номерной голем, главный антагонист на протяжении всей игры, закономерно признается, что он всего лишь пешка, исполнитель, и бесславно умирает без боя. Любовный интерес Айи оказывается предателем, а потом сразу же оказывается непредателем в лучших традициях MGS. Зачистку местности устраивает правительство, Айя спасает Еву, и у них всё хорошо – но заказчики всего творящегося ада оказываются так и не названы, никто не несет ответственности за произошедшее. Неожиданно реалистично, не правда ли?

Говоря о сценарии, нельзя не отметить, насколько хорошо героиня раскрывается через ее комментарии к окружающим объектам: в отличие от первой Parasite Eve, вторая позволяет обследовать каждую деталь интерьера, и Айе часто находится, что сказать по тому или иному поводу.


Геймплей также заметно поменялся, став заметно более экшн-ориентированным. Шкала АТВ пропала, управление поменялось на «танковое» а-ля Resident Evil (из-за чего многие геймеры разнылись, безосновательно обвиняя РЕ2 в предательстве RPG-корней и уходу в стан хорроров), опыт стал идти не на повышение характеристик, а непосредственно на разучивание умений. В боях постоянно приходится учитывать (наряду с особенностями управления) планировку поля боя и умения врагов, чтобы иметь возможность своевременно укрываться за препятствиями, и это делает их куда более интересными. Окружение имеет первостепенное значение, магия полезна, всевозможные предметы – тоже. Бои в Parasite Eve 2 – одна из лучших составляющих игры.

К несчастью, геймплей состоит не только из них, и адвенчурная часть РЕ2, заставляющая искать различные предметы и решать головоломки, очень удручает. Как и совсем ненормальные и неочевидные шаги, необходимые для получения лучшей концовки. РЕ2 просто-таки необходимо проходить по гайду.

В качестве финальных комментариев: музыка во второй части стала гораздо слабее, но графика – просто конфетка. Это одна из самых красивых игр для PS1, и в нее очень приятно играть даже сейчас, в 2016-м. Сюжет в игре так себе, сценарий – хороший, боевка – хорошая, финал, включая босса, – плохой. В целом я бы сказал, что вторая Partasite Eve при всем ее кардинальном отличии от первой находится вполне на уровне с ней, о чем свидетельствуют и результаты небольшого голосования, которое я устроил после прохождения обеих: голоса примерно поровну распределились между двумя частями.

Parasite Eve 2: 7/10
 _____________________________________________________________________


Прошло много лет, права на бренд Parasite Eve у Square, очевидно, истекли, а желание доить бренд никуда не делось. На дойку Вада позвал настоящих экспертов: угандошившего Front Mission Торияму на сценарий, выебавшего фф7 Табату – на режиссуру. В результате получилось какое-то гротескное чудище, о котором хочется моментально забыть.

Нет прав – нет митохондрий. Есть Айя, и у нее особые гены. Которые ее молодят и дают ей чудесные способности, которые она обретает благодаря перестановке у себя ДНК. А еще миру конец, потому что на очередное рождество отовсюду полезли непонятные монстры твистеды, которые всех убили, и Айя отправляется в каком-то Анимусе в прошлое, чтобы понять, что она ассасин произошло на самом деле, и поменять что-то. Еще она кряхтит, стонет, страдает и ничего не понимает. Наверное, чтобы игрок проникался эмпатией и делал то же самое.

Я не могу и не буду пересказывать сюжет The 3rd Bidthday. Это непрерывный кошмар от начала и до конца. Это неумелый натужный драматизм на каждом шагу. Это постоянные смены сеттинга и действующих лиц без какого-то на то обоснования. Это неведомая ебаная сущность, которая сидит на другой такой же и третьей погоняет, превращаясь на ходу в четвертую. Это десять часов отборного идиотизма без проблеска чего-то вменяемого, без капли логики, без толики самоиронии или хотя бы понимания того, какой пиздец игра городит.

А в итоге: Айя – не Айя, а Ева в теле Айи, а твистеды – это фрагменты души Айи, а еще есть другие фрагменты, а посетители ее свадьбы стали высшей расой, а еще --- нет, стоп, хватит. У нас была хорошая псевдонаучная история про симбиотически-паразитические органеллы, которым приписали разумность. У нас было неплохое детективное продолжение этой истории, в которой правительство и прочие иллюминаты закономерно заинтересовались потенциалом чрезмерно эволюционировавшей героини и использовали его для своих целей. И сейчас, спустя две совершенно нормальные, вменяемые, логичные, последовательные псевдонаучные игры выходит вот этот кусок говна, где всему виной распавшаяся на кусочки душа героини, которую невесть за что невесть кто застрелил. От теории митохондриальной Евы – к кускам души, которые путешествуют во времени и ебут людей тентаклями. "Битва экстрасенсов" как сиквел к лекциям Нила Деграсса Тайсона.

Совершенно непростительно и то, что они сделали с персонажами. Айя стала говном, Кайл стал пафосным хуйлом, Маэда стал Ториямой. Все аллюзии на предыдущие части насилуют светлые о них воспоминания.


Во время моих стримов некоторые брались защищать геймплей этой игры – нет, он тоже irredeemable. Это вроде как шутер, но целиться тут не надо – зажимаешь лок-он на враге и поливаешь его пулями, пока не кончатся они или он. Копишь линейку суперэнергии, сносишь ей по пол-линейки врагам (из МНОГИХ линеек). Простые враги – губки для пуль. Боссы – одно издевательство хуже другого. Айя ныряет из одного тела в другое, но при этом освободившиеся тела постоянно ведут себя как идиоты и умирают, тратя, по сути, жизни героини. Враги агрятся, на кого хотят, и убивают, кого хотят. Оружие говно. Способности – одни пассивки и только. Прокачка – сраный рандом. Смерть неизбежна.

Я четыре месяца не мог заставить себя дописать этот пост, потому что после прохождения Т3В ее хотелось сразу же взять и забыть. Целиком. У нее нет никаких положительных качеств, ничего, что могло бы хоть как-то сгладить все то омерзительное говно, которое она выливает на игрока, тот ад, через который она заставляет его пройти. Эта игра хуже всех финалок, хуже, возможно, всего, что выходило с тех пор, как видеоигры выбрались из пеленок. Да, всегда можно найти игры, которые будут менее играбельными (взять те же фф1 или фф11), но куда сложнее обнаружить такие, которые будут настолько же настойчиво оскорблять ваш интеллект, одновременно втаптывая в грязь достойные приквелы. Final Fantasy X-2 от того же Ториямы к этому близка, но даже она, проходящая под слоганом «oh, poopie!», не настолько глупа, даже она, насилующая все хорошее, что было в ее предшественнице, не ударяется в такой пиздец, как в Т3В.

The 3rd Birthday – это рекорд. Антирекорд. Хуже нее, кажется, уже некуда, и мне искренне хочется верить, что это – самое дно, на которое сквареникс решился опуститься.


The 3rd Birthday: 1/10

А дальше ничего уже и не будет. Мало того, что прав нет, так еще и Т3В всё раскатала так, что продолжать уже некуда. И незачем. И всё, пиздец.

Комментариев нет:

Отправить комментарий