Комментарии к прохождению:
Часть 1: Начало - особняк Вайпера
Часть 2: спасение Кид - превращение в Линкса
Часть 3: темпоральный вортекс - Мертвое море
Часть 4: шесть драконов, Хроно Кросс и Масамуне
Часть 5: Хронополис
Часть 6: Динополис, пляж, Токио, беременные планеты
Обзор резонно начать со слов «Chrono Cross – очень странная
игра». Безотносительно всего плохого и хорошего, что можно о ней сказать, – это
ее качество перевешивает все остальные. Конечно, про многие скваревские игры
того времени можно было сказать то же самое – по иронии, кроме финалок, которые
как раз должны были быть экспериментальными. Parasite Eve (и 1, и особенно 2), Legend of Mana, Vagrant Story, Ehrgeiz, Soukaigi – скваря уселась на hype train после релиза фф7 и не
слезала с него до самого The Spirits Within, но при этом не клепала копии своей
успешной игры, а пробовала разные штуки, зачастую совершенно безумные. Хроно
Кросс вполне себе вписывается в такую линейку упоротых игр.
Но, с другой стороны, он на их фоне заметно выделяется.
Ведь, помимо финалок, скваря в те свои золотые годы, когда ее все носили на
руках за достижения в жанре JRPG, помимо трех финалок выпустила лишь пару
уныленьких SaGa, Ксены и Хроно Кросс. И всё. СС, при всей своей странности, игра
дорогая и очень впечатляющая с технической точки зрения – это, возможно, самая
красивая игра сквари на пс1. Это и карт-бланш Масато Като на создание игры
мечты – у него был полный контроль над всем, никаких соавторов, как в случае с
практически всеми скваревскими JRPG
того времени, тут не было. Результат же очень ярко говорит о том, почему Масато
Като не стоит доверять сценарии нигде и никогда. You had one job!
Как более чем понятно из летсплея, в Хроно Кроссе
катастрофический пиздец со сценарием. Если у Ториямы просто было бесталанное
говно, то Като наворачивает горы плот-твистов, которые друг с другом не
вяжутся, осыпает все вокруг пафосными репликами, в которых нет ни капли смысла,
и дичайшее неумело форсит гиперуёбищную мораль о том, что люди – говно. Всё это
можно было сделать нормально, с умом – и плот-твисты без проебов по логике и
необходимости сбрасывать их мегатоннами на голову игрока тремя порциями, и
пафос без противоречия здравому смыслу, и даже мораль – например, приводя более
внушительные тезисы о том, что люди – говно (по иронии, линию с «береги
природу, мать твою» до этого очень хорошо раскрыла как раз фф7). Като облажался
во всех своих начинаниях.
«Но по крайней мере он пытался», – скажет кто-нибудь. Да что
там, я сам в попытках защитить Кросс прибегал к аргументу, что, дескать,
сюжет-то крутой, запутанный – ну, не без дырок, но что уж поделать. Нет. Этот
сюжет просто не работает. Эти противоречия
критичны и касаются самой основы всех событий в игре. А уж зашкаливающая
претенциозность делает проебы вдвойне непростительными. Наконец, эта финальная
глубокомысленная тирада Шалы настолько ужасна, что, как мне кажется, при
возникновении у всяких любителей ностальгии мыслей о том, что, дескать, СС –
игра такая из себя вся умная и хорошая, их можно просто сразу макать лицом в
эту космическую сперму.