Комментарии к прохождению:
Часть 1 (Лахан-пустыня)
Часть 2 (Авех)
Часть 3 (Кислев)
Часть 4 (Этос)
Часть 5 (Шеват)
Часть 6 (гейты)
Часть 7 (Солярис)
Часть 8 (стулья)
Часть 9 (Меркава)
Я думаю, стоит начать сразу с самого громкого и самого
очевидного заявления. Сюжет Xenogears – лучший среди JRPG и один из лучших из всего японского
масскульта в целом.
Этот блог во многом посвящен переосмыслению старых (а других
уже и нет) финалок (и не только) на тему того, насколько они прошли испытание
временем, насколько они сейчас актуальны, насколько их вообще можно
рекомендовать людям без каких-то оговорок. И у финалок, как можно видеть, без
оговорок обычно не получается. Более того, даже там, где оговорок почти нет
(двенашка, например), сюжет все равно не тянет на что-то достаточно
грандиозное; ради одного только сюжета в двенашку играть не стоит – да и, на
самом деле, ни в какие финалки не стоит. А в Xenogears стоит.
Потому что – да, здешний сюжет не просто не состарился;
скорее даже наоборот – нет никакого резона ждать появления в жанре JRPG чего-то
столь же грандиозного. Xenogears появилась в уникальное время – тогда игры Сквари уже
освободились от чрезмерно сковывающих по объёму картриджей и при этом еще не
достигли того времени, когда озвучка и тщательная постановка сценок с мимикой и
прочим стали де-факто обязательными для «больших» игр. Никакого лимита на
производство контента и одновременно с этим крайне низкая стоимость
производства этого самого контента – вот что сделало появление Xenogears
возможным – и, естественно, возможно оно было только на PS1. Дальше игры стали
слишком красивыми, слишком дорогими – и большие японские компании (отвечающие
перед акционерами) сейчас точно уж не согласятся финансировать заведомо нишевую
игру со вселенским размахом – зачем, если вместо этого выгоднее угодить
обитателям этой ниши и выпустить очередной анимешный wankfest?
История создания Xenogears известна: Такахаси и Сага
предложили свои наброски сюжета Скваре в качестве основы для фф7, но им
сказали, что это, дескать, слишком мрачно – а потом дали небольшой по сравнению
с финалочным бюджет на создание отдельной игры. Мне, конечно, жалко, что из-за
этого решения ни одна Final Fantasy не достигла и, очевидно, не достигнет
никаких высот в плане сюжета, но, с другой стороны, я хорошо понимаю, что
Такахаси не дали бы сделать фф7 своей авторской игрой. И хорошо, что это ему в
принципе позволили. Да, есть вопрос с незаконченным вторым диском, но я думаю,
что тут дело не в урезанном финансировании, а в том, что Такахаси не рассчитал
– это довольно естественно, учитывая, что он вообще был молодняком и впервые
руководил созданием такого большого проекта – а Скваря решила не затягивать с
разработкой (что резонно). На самом деле, мне даже кажется, что от этого игре
стало даже лучше: второй диск лишился убогого филлера, а все действительно
важные сцены там есть.
Собственно, это мое отношение ко второму диску легко
спроецировать на всю остальную игру: я хотел бы, чтобы она вся была такой же.
Убогие геймплейные сегменты? Прочь. Чисто функциональные сцены? В пересказ.
Важные моменты? Такахаси может в рамках получасовой текстовой сцены так
раскрыть героев, как никто другой. Главный
недостаток Xenogears – не в том, что из нее вырезан контент, а в том, что его
вырезано недостаточно много.
Жанровые особенности висят на Xenogears мертвым грузом. JRPG – значит рандомные бои.
Все они безнадежно плохи; лучше бы их не было вообще. JRPG – значит набор разношерстных
персонажей, призванных угодить разномастным дрочерам. Все эти персонажи,
введенные в игру для галочки, – Мария, Билли, Рико, Эмеральда и особенно
блядская Чу-Чу – все они суть беспомощная куча говна, о которой никто в важные
сюжетные моменты не вспомнит. JRPG
– значит данжены, и я в гробу видал все эти мавзолеи шерханов, пещеры
бальтазаров, подземелья анимареликов,
гейты в солярис и прочие башни бладобабеля. В JRPG сюжет традиционно оторван от
геймплея, и хоть Xenogears и старается, искренне старается дать подоплеку
каждому унылому говноместу, через которое должны продраться герои, ей было бы
гораздо, несравненно лучше без них.
Потому что – давайте скажем прямо, геймплей здесь – полная
дрянь. Камера ужасна, прыжки неудобны (и еще их могут сбить рандомные бои),
прокачка убога (для получения каждого супера задрочи каждый удар по двести раз
– вау), сражения в принципе бессмысленны (потому что в конце все решает только
покупной эквип), и жутко однотипны (спамь одну и ту же ротацию, будь ты пешком
или в гире). В этом геймплее нет вообще ничего хорошего, никакого просвета. За
сюжетом приходится продираться через десятки часов уныния и страдания, и уже
поэтому Xenogears отличной игрой назвать нельзя никак.
Да и сюжет, прямо говоря, не всегда ровный. Как я
неоднократно подчеркивал в комментариях к прохождению, когда в фокусе находятся
Фей и Элли, все замечательно; когда Ситан и Барт – хорошо; когда антагонисты –
интригующе (хотя, скорее всего, чрезмерно путанная подача мешает восприятию); когда
все остальное – это воспринимается как ненужный филлер. И это и есть ненужный
филлер. Стоит каждому из этих пяти пустых говногероев присоединиться к партии,
как они моментально пропадают из поля зрения – им нечего дать истории, нечего
добавить, они вообще не нужны в ней. Соответственно, и их истории до попадания
в партию оказываются не менее ненужными, это затянувшийся flavor text. Здешний мир в целом
неплох, но игра совершенно не о нем, на нем не делается такого же упора, как,
например, в фф10; он просто есть – опять же, словно для галочки, потому что в
JRPG герои непременно должны обследовать большой мир и познакомиться с кучей
разных уёбков, живущих в нем. После прохождения игры – после всего того, что
происходит и рассказывается на втором диске, – об этих лишних героях и обо
всяких там людях моря или священниках из Этоса уже и не вспоминаешь толком. Они
не нужны.
Проблемы со сценарием не ограничиваются большим количеством
филлера. Во-первых, там есть невероятно мудацкие сегменты от Масато Като.
Во-вторых, злодеи тут оказываются совершенно уж непомерно злодейскими, тут ехал
гитлер через гитлер просто. При этом злодеи не особо-то и харизматичные.
В-третьих, одна из центральных сюжетных линий – о множестве личностей героя –
выглядит ужасно искусственной (особенно эти трансформации внешности и гиров в зависимости
от, гхм, настроения) и заканчивается пшиком. Наконец, нельзя не укорить саму
подачу сюжета: почти весь первый диск все, что можно понять из болтовни
антагонистов, это «злодеи что-то замышляют». Everything is way too cryptic.
Но при этом – да, основа сюжета, его стержни – многочисленные
реинкарнации Контакта и Эльхаим (и Мианг!) и их судьбы в разных эпохах – прекрасны.
Отношения Фея и Элли самые неанимешные, нетипичные, интроспективные и полные
рефлексии из всех японских произведений, что я видел; эта парочка – одни из
самых глубоких и хорошо раскрытых персонажей в JRPG. Мне также очень
понравилось, как обставлена метафизическая сторона истории, какие объяснения
даны большинству странных феноменов, происходящих в игре, как все друг с другом
увязывается, и просто уже то, что в качестве важного элемента истории используется
непознаваемая волновая сущность – используется причем очень грамотно и толково.
Xenogears удается
впечатлять и на макроуровне – историей длиной в десять тысяч лет,
хитросплетением плот-твистов и количеством различных действующих лиц,
представляющих разные стороны конфликта – и на микроуровне, раскрывая в
коротких, но емких диалогах глубокие эмоциональные переживания героев. Именно
поэтому ее сюжет и можно – и нужно! – хвалить и по сей день.
При этом сколько бы ни были замечательны эти вот сюжетные моменты
и проникновенные диалоги, их в игре в количественном соотношении все же не так много.
А то, чего много, – плохо. Местами очень плохо. Отчего сложно выносить вердикт
всей игре. Несомненно, если в нее не играть непосредственно, а вспоминать
только самые яркие и интересные моменты, она будет выглядеть шедевром. Но если
же продираться через тонны убогого филлера и кривого геймплея, то впечатление
будет уже резко негативным. На отличную игру Xenogears не тянет никак, да и на
хорошую, честно говоря, тоже с трудом. С другой стороны, с таким-то сюжетом
ниже «семерки» оценивать ее все же не стоит, поэтому
7/10
Комментариев нет:
Отправить комментарий