-=README=-

среда, 20 августа 2014 г.

Final Fantasy Tactics Review

Неинтересные комментарии к прохождению:
Главы 1-2
Главы 3-4

Писать про FFT мне видится делом тщетным: те, кто ее прошел, и так, как правило, понимают, что она офигенная, а а всех остальных лишний текст ни в чем не убедит. FFT - одна из немногих финалок, в отношении которых игроки единодушны в своем одобрении (другая такая, - например, шестая).

Что меня, однако, забавляет, так это то, с каким упорством все нахваливают сюжет Tactics. Спору нет, игра дает для этого основания, и если спросить таких людей, за что именно они поют сюжету дифирамбы, они назовут всю эту войну Львов, все эти многоярусные козни, тройного агента Делиту и его суперплан и так далее. Справедливо. Но этих же людей я хочу спросить одну простую вещь: что делает протагонист на протяжении всей второй половины игры? Ответ: он пытается спасти сестру, попутно добывая зодиакокамни и убивая древних супердемонов. За исключением ровно одного поступка - прорыва плотины, сделавшего невозможным сражение, грозившее стать самым кровопролитным - Рамза никак не влияет на ход войны, никак не участвует во всех этих интригах. Его же собственная сюжетная ветка, прямо говоря, убога. Древние артефакты? Демоны лукавые? Спасение damsel in distress? Да на этих остоебеневших штампах строятся все грошовые истории что на Западе, что на Востоке. И к такому порожняку сюжет Tactics в итоге и скатывается: пока у неоднозначного Делиты что-то там неоднозначное происходит, героический Рамза отстукивает злодейских лукавых тамплиеров. После Tactics Ogre хвалить FFT за сюжет уже не очень получается.

Впрочем, все равно нельзя не отметить качество самого сценария. Как и в двенашке, реплики тут очень емкие, и при внимательном прочтении можно много чего интересного для себя уяснить. Да и перевод в PSP-версии - это просто праздник какой-то, настоящий пир, хехе, духа. Классная замена даталогу в виде справочек по кнопке Select и слухов в таверне отлично работает на экспозицию. Все, в общем, хорошо.

Кроме персонажей. В обычных RPG герои начинают раскрываться, как правило, когда попадают в партию и начинают вместе с ней путешествовать, общаться и комментировать разные события. B FFT же всё наоборот: покуда персонаж - гость, он - участник сюжета, много болтает и появляется в сценках. Но стоит его включить в партию, как тут же он оказывается опциональным (его же в любой момент можно уволить или убить) и полностью пропадает из списка действующих лиц, оставляя в итоге одного Рамзу, повторяющего, словно мантру: "сестренка, я иду, я тебя ща спасу!".


Зато в FF Tactics лучшая в мире боевка. Во-первых, тут самое честное распределение ходов (которое потом спиздила десятка). В отличие от Disgaea и Fire Emblem, тут юниты ходят не все скопом, а в очередности, определяемой их характеристиками, и бои не скатываются в "затопчи побольше врагов в свою фазу хода, чтобы они в свою не побили тебя". Каждый ход имеет значение. При этом на заклинания и другие действия тоже требуется время! TRPG в принципе отличаются от обычных RPG наличием поля боя, которое вводит в обмен ударами новый фактор - расстояние между юнитами. Некоторые TRPG, способные похвастаться трехмерными локациями, добавляют еще одну переменную - высоту (в этом плане FFT тоже преуспела). Но FFT пошла еще дальше: тут время - такая же переменная, как и расстояние, и ее жизненно важно учитывать.

Во-вторых, тут вагон и маленькая тележка влияющих на ход боя механик, как правило, очевидных, понятных и уместных. Например, календарь (тут, правда, его влияние незначительное, но сама задумка отличная): есть засушливые месяцы, а есть дождливые. Во время дождя эффективность огненных заклинаний и умений понижается, а ледяных и электрических - повышается. Или вот: у персонажей есть характеристики bravery и faith. Как, собственно, у любого человека есть тот или иной запас храбрости и веры в сверхъестественное. При этом неверующие получают меньше урона/лечения/шансов попадания от магии, а верующие - больше. Логично же: одни в эффективность верят, а другие - нет. И если юнит провафлит храбрость до минимума, то забоится сражаться и убежит. А если станет чрезмерно набожным - уйдет подальше от мирской суеты. К несчастью, чрезмерно большую роль играют знаки зодиака: их совместимость дает от -50% до +50% к дамагу, а это слишком круто. Тем не менее, обилие подобных переменных я только приветствую.

В-третьих, тут два десятка классов, четыре сотни умений и невообразимое количество способов их комбинировать. И это сложно переоценить. Replayability FFT зашкаливает, игру можно пройти буквально как угодно, сделав ставку на любое из этих сотен умений. Такого разнообразия возможных решений я больше не видел нигде. А ведь оно крайне важно для тактической игры. В конце концов, это же не головоломка, в которой надо найти единственно верное решение, это тактика, дающая игроку простор для самореализации, для собственных смелых экспериментов. Потому что никаких искусственных ограничений нет: самые крутые профессии и умения можно при желании разучить хоть в начале игры. А можно - наоборот ограничивать себя как угодно, если игра кажется легкой. FFT дает просторы для невероятного количества кардинально друг от друга отличающихся челленджей - и при этом ухитряется для многих игроков казаться сложной (в отличие от, например, той же фф7).

Конечно, можно пожаловаться на баланс: некоторые умения гораздо полезнее других, классы, требующие адовой прокачки, не так уж круты, а Орланду - сраная имба. Но я бы скорее посетовал на то, что невероятный потенциал FFT в ней раскрыт не полностью: слишком много боев заканчиваются слишком рано с ранением одного лишь противника, лава появляется всего в одной опциональной карте, а в качестве врагов почти всегда выступают представители "ранних", не требующих особой раскачки классов. На счастье, существует множество модов, правящих как перевод на старой версии, так и баланс, и, кажется, даже добавляющих целые новые сценарии. Эх, была бы она на РС со стим воркшопом...


FFT - одна из, если не самая глубокая по боевке консольная тактика. С новым переводом она - еще и самая красиво написанная игра среди своих собратьев по жанру. А еще в ней наполовину хороший сюжет, проработанный сеттинг и приятный саундтрек. Да, тут слитый финал, никакие персонажи и есть кое-какие претензии к балансу, но в остальном FFT - самый настоящий шедевр.

9/10