Еще не играв в FFXIV, я прекрасно понимал, что ее жанр – ее главный
недостаток. Пройдя ее до финальных титров и потратив на это без малого месяц, я
в этом лишь еще раз убедился. Ведь ММО – это рутина. Поговори с четырьмя хуйцами, убей восемь
мордожопчиков, собери пять кусков мудопробляди гринданианской, отрази нападение полусотни ностротрахеров. И так - всю игру. Говорить, приносить, убивать. Всё, больше не надо делать НИЧЕГО. Все двести часов. Да, в некоторых ММО иногда (редко) встречаются более разнообразные квесты (небось сопряженные с мини-играми), но таких сюда не завезли.
Боевка тут в целом терпимая, но, конечно, все портит то, что управлять приходится лишь одним персонажем - это нахер убивает вариативность стратегий. То есть, если я черный маг, то ничего я больше делать никогда не буду, кроме как нюкать всех черной магией. Надо просто нащупать верный порядок активации скиллов и повторять его каждый бой.
В итоге геймплей фф14 выглядит вот так:
В первые часы дикая ломка по гамбитам начинается, потому что тут и бои настолько рутинны, что можно всё автоматизировать от и до. Но гамбитов нет.
Ну что, можно сказать, - скучно одному - играй в партии, ММО же. Да вот только вся сюжетка, кроме данженов и четырех боссов, рассчитана скорее на сингл - а в важных местах даже форсит сингл. Нет никакого резона собираться в партию, чтобы делать квесты - учитывая, что каждый их должен делать отдельно, а переигрывать квесты нельзя.
На боссов и данжены партия собирается параллельно геймплею - врубаешь поиск и бегаешь-ждёшь час, например, если ты ДД. Потом можно убить еще час на прохождение данжена и все проебать, потому что один из членов партии окажется слабым звеном и будет фэйлить свою роль (и при этом не общаться в чате, потому что играет небось с консоли).
В итоге получается со всех сторон грустно: одному играть херово, потому что один и никакой тактики, с партией херово, потому что люди - хуи на блюде. "Н-но можно играть с братюнями" - да, можно. В три части Crystal Chronicles, например, можно прекрасно играть с тремя братюнями. Без рутины, без тонн филлера, без грайнда и без абонентки. Вот серьезно: если бы фф14 была не ММО, а кооперативной экшн-рпг на четверых а-ля Crystal Chronicles, цены бы ей не было. Тогда можно было бы и сюжет сделать более толковый, и продолжительность сократить раз в пять, и никаких проблем с мэтчмейкингом не было бы. Но - спасибо геймерам - Crystal Chronicles традиционно никто не покупает, а фф11 - самая прибыльная финалка ever.
Впрочем, у ММО-геймплея есть одна положительная сторона: при всем своем однообразии он затягивает. Тут всегда есть чем заняться, и каждое действие награждается баблом и экспой. Каждая профессия качается отдельно (тут смена оружия = смена профессии), и каждые 5 левелов - уникальный для профессии квест с сюжетной линией выбранной гильдии. Крафт и собирательство - тоже профессии наравне с остальными: моя черномагичка самостоятельно шила себе одежду и ковала кольца. С крафтом, правда, беда в чем: с 20-х левелом нужные для актуального крафта ингредиенты не продаются в магазинах, и их нужно или покупать с рук у других игроков (очень дорого), или фармить - собирательством, геноцидом монстров или на повторябельных квестах. Но собирательство дико уныло, а на респаунах монстров, с которых падают нужные ингредиенты, часто стоят пидормоты 50 левела, сносящие их одним чихом. Да и крафт, хоть и представляющий собой довольно занятную процедуру (там есть куча скиллов, которые надо поочередно юзать, следя за прочностью сырья и расходуемыми очками мастерства), все же приедается.
Любители ММО всегда волнуются насчет эндгейма - есть ли чем тут заняться? Как по мне, так повторение любого квеста, любого данжена - это уже плохо и скучно. Только одна финалка, насколько я помню, заставляла игрока перепроходить одни и те же данжи по нескольку раз - уёбищная Echoes of Time, место которой - в помойной яме. В фф14 же эндгейм состоит из фарма двух данжей и двух боссов эквипа ради. Недели однообразного гринда должны открытьт доступ в бахамутовский данж (куда без крутого шмота нет смысла идти), но вот как бы шло бы оно всё нахуй. В недавних прохождениях 6,8,12 я без гринда убил всех (ну, кроме понятно кого); почти везде можно справиться со всеми данженами-боссами с минимальными левелами и кучей прочих ограничений. То, что фф14 анально фиксирована на левеле (то есть, сдать квест 46 левела "поговори с 3 чуваками" перс 45 левела просто не сможет - запрещено) - отстой; то, что шмот тут решает больше, чем скилл, - тоже отстой. Дорогие ММО, идите нафиг с вашими эндгеймами.
Здешний сюжет - конечно, говно, но когда он где-то на 30-х левелах разгоняется, следить за ним становится довольно интересно (хоть никаких особых откровений он не преподносит). Вторая главная проблема со здешним сюжетом (ну, кроме того, что он говно) заключается в том, что A Realm Reborn - сиквел. Оригинальную фф14 похоронили, доступа к описанным в ней событиям нет, но действие ARR разворачивается всего через пять лет после оригинала и включает в себя едва ли не всех тамошних героев. Иными словами, у A Realm Reborn есть предыстория размером с целый приквел, узнать которую никак нельзя.
Большой плюс: тут офигенный writing, по качеству сопоставимый с двенашкой (при том, что контента тут ЕЩЕ больше). Читать фф14 - одно удовольствие. Слушать, увы, нет: я не знаю, как у них это получилось, но при неебическом бюджете игры здешняя озвучка - невыносимый пиздец и вообще худшая из финалок. Постановка сценок тоже копеечная, уровня пс1, когда все персонажи просто стоят и по очереди включают нужные анимации. Сценок уровня 10, 12 и, извините, 13 тут нет.
Как нет и ответа на вопрос "а почему это вообще Final Fantasy?". Ну да, бестиарий местами, кактуары, чокобо, тонберри, адамантойзы, глаза летучие, бомбы всякие - окей. Да, герой собирает кристаллы и мир тут тоже на каком-то мегакристалле основан. Да, музыка Уемацу. Но и... все? Жанр ММО слишком отличен все же от традиционного для финалок, и впечатления от фф14 совсем не такие же, как от любой оффлайновой. Если совсем утрировать, то JRPG - про "пришел, поболтал, купил шмот, прошел данж, спас принцессу, ушел в новые края", a MMO - про полсотни квестов в локации 1, на протяжении которых ты изучаешь ее вплоть до мелочей, убиваешь там всех нужных монстров, добываешь всю руду, колонизируешь ее, так сказать, после чего переходишь в локацию 2 и начинаешь ее так же планомерно зачищать.
Вот что еще мне лично не нравится тут: в нормальных финалках мир часто менялся во время прохождения - причем не по воле героев. Ну там - слияние миров, кефкапокалипсис, метеор, лунаркрай, мистокорни, you name it. Была какая-то динамика. Тут же мир статичен, все неписи стоят на своих местах, а вокруг бегают толпы игроков, которым непонятно какое место отводится в моем мире. Когда я смотрю, какие толпы людей крошат культистов в северном Таналане, я не понимаю, почему вся эта орава не пойдет и не сотрет всю империю в труху. Когда в сюжетных сценках к герою обращаются как к избранному, убившему крутых боссов, я недоумеваю - ведь я их один никогда бы не убил, почему игра не дает credit моей партии? Притом, что в геймплее совершенно невозможно игнорировать колоссальное количество таких же игроков вокруг, сюжет тут крутится вокруг исключительности моего героя, а мир дробится на инстансы, в которых происходит что-то для меня одного. И все это вызывает жуткий диссонанс.
Что еще? Она красивая, она удобная, в ней легко разобраться (это была практически моя первая ММО), она умело поддерживает интерес к себе - в общем, feature-wise, это толковый клон WoW с графоном и финалочными отсылками. Сюжет примитивен, но при этом он не оскорбляет интеллект игрока, в отличие от МНОГИХ других игр (например, Ториямовских). Мир классный. Диалоги охуенные. Я даже не жалею потраченных на нее сотен часов - но рекомендовать ее никому не буду. Не играйте в ММО, господа.
6.5/10