понедельник, 17 декабря 2012 г.

Final Fantasy VI Review

Прежде всего напомню, что придирчивое прохождение со скриншотами и комментариями можно найти вот здесь:

Часть 1 (из Нарше в Нарше)
Часть 2 (до летающего континента)
Часть 3 (World of Ruin)


Долгое время у меня не было единого мнения насчет Final Fantasy VI. С одной стороны, она очень крутая, с другой - там вечно что-то портит общую картину. Она как герб Роисси: вроде бы в золоте и яйца лапой сжимает будь здоров, но при этом две головы с языком наперевес тянут всё в разные стороны, как расщепляющие атом женщины при дворе царя Соломона. В итоге главной проблемой FFVI становится то, что практически ни одно из своих начинаний она не доводит до конца - так, чтобы можно было без зазрения совести ее за это хвалить.

Спешу напомнить, что я смотрю на игру с точки зрения современности. Нет ни малейшего сомнения, что в 1994 году она была неебическим прорывом во всём подряд. Это вообще, можно сказать, первая современная JRPG - всё, что было до неё, несравнимо с ней по уровню (и поэтому вовсе не требует прохождения с повышенным вниманием и придирками - внимание особо оказывать нечему). Да, она - первая. Но лучшая ли? Определенно нет.

И дело тут не только в технических ограничениях - хотя, без сомнения, и в них тоже. Картридж в жалкие 24 мегабита не может не душить создателей игры, и уже замечательно, что они смогли туда вместить все эти сценарные, геймплейные и графические радости. Но, тем не менее, Final Fantasy VI не того жанра, чтобы ограничение на количество текста шло ей на руку: она - не коротенький рассказ, не небольшая зарисовка, она куда больше напоминает здоровенный роман, затрагивающий огромное количество персонажей на протяжении немалого времени. Лаконичность - не одна из ее черт, и поэтому тот факт, что она вынужденно срезает углы на количестве текста, идет ей только во вред, ставя ее в заведомо проигрышное положение по сравнению с аналогичными играми с последующих платформ.

Последствия у этого лимита на количество текста заметные. Во-первых, в сценках, где участвует не прописанная заранее партия, реплики у этой самой партии деперсонализованы - то есть, теоретически одно и то же говорит, например, компания из короля Эдгара, генерала Селес, генерала Кайена и пижона Сетцера - и команда из Гау, Мога, Гого и Умаро, никто из которых вообще говорить не умеет по-нормальному. Особенно дико это смотрится в подобных моментах:


Во-вторых, проработка персонажей в целом в FFVI находится на очень, очень низком уровне: как правило, она сводится к описанной парой слов предыстории и одному качеству, которое этот персонаж упорно всю игру выпячивает. Даже у трех протагонистов эти качества ну совсем не ахти: Тина всю игру ходит за людьми и расспрашивает их про любовь, Лок целиком и полностью посвящен баттхерту по погибшей Рэйчел (даже его so-called лавстори с Селес начинается с утверждения "мне надоело терять нравящихся мне девиц", вау, какая романтика), а Селес почему-то беспокоится, что ее не примут "такой, какая она есть" (хотя по факту она вызывает изначальную неприязнь только у Кайена, который еще за пару дней до их встречи был ее самым настоящим врагом). У остальных ситуация не лучше - и, собственно, на протяжении игры персонажи практически не растут и не меняются, и отдельного упоминания заслуживает лишь Тина, нашедшая себе довольно-таки неожиданную материнскую роль и готовая ради нее бросить своих бывших комрадов.

Сам сценарий игры по сравнению с предыдущими частями стал очень насыщенным, очень киношным - сказался приход wannabe-кинорежиссера Китасе. Это, без сомнения, пошло игре на пользу и сделало ее более динамичной, но нельзя не отметить, что местами ради зрелищности и пафоса создатели не просто перегнули палку, а обмотали ее вокруг хуя в гордиев узел. Вы все знаете, о чем я говорю.


И проблема тут в том, что добрая половина игры - которую можно очень точно ограничить первым и последним появлениями Ортроса - постоянно мечется между попытками игры быть серьезной и драматичной, дурным петросянством и совершенно вышибающими остатки здравого смысла решениями. Прыгнуть в водопад и бить рыб во время падения, надеть на троих один водолазный шлем и проплыть полмира по течению под водой, хуярить крыс бензопилой на лесах над оперной сценой, чтобы не дать говорящему осьминогу-нарциссу столкнуть четырехтонную гирю на героиню, которая поет в опере, притворяясь оперной певицей, которую хочет похитить пижон с летающим кораблем и встроенным казино, в жизни не видевший двустороннюю монетку? Подобные вещи не только вызывают закономерное недоумение, но и рвут повествование в клочья, вклиниваясь между пытающимися быть трогательными эпизодами с Тиной (которая, к слову, от начала и до конца является персонажем достаточно трагическим) и не только.

Ведь общий настрой FFVI скорее меланхолично-пессимистичный. Одна из, если не самая главная тема игры - это утрата близких, через которую проходит практически каждый персонаж, и стремление найти кого-то, кто их бы заменил, чтобы дать силы и смысл к дальнейшему существованию. И мир игры - то подчиненный имперскому гнету, то и вовсе разрушенный - тоже никак не подталкивает к особому веселью. И поэтому всё это осьминожество и прочая чушь идут во вред игре и только. Нет, я вовсе не против легковесных моментов - но их и так в игре достаточно. Флирт Эдгара, уколы в адрес профессии Лока и ретрошности Кайена, препирания деда с внучкой... Да что там, главный злодей в игре - Чертов клоун! Зачем еще добавлять какую-то ненужную идиотию?


Чтобы окончательно оставить позади вопрос об уместности в игре Ортроса и прочего, задайтесь вопросом: о чем Final Fantasy VI? Если поставить вас перед задачей пересказать фф6 в одном предложении, то, скорее всего, это будет звучать примерно как "герои противостоят захватывающей мир империи, но затем безумный придворный маг получает неограниченную силу и устраивает апокалипсис, после чего герои вновь объединяются, чтобы его уничтожить ради мира во всем мире". Ни в подобную фабулу, ни в уже ранее упомянутую тематику утраты, ни в стимпанковскую эстетику игры ебаный гыгыкающий осьминог не вписывается никак.

И - да, при любом упоминании шестерки нельзя не вспомнить устроенный Кефкой конец света. Это решение действительно уникальное и, по-моему, до сих пор в JRPG не повторенное. Злодей победил, мир проиграл, герои лишились всего. Вторая половина игры начинается уже в новом, полуразрушенном мире, и она разительно отличается как от первой, так и от основной массы JRPG вообще: повествование до апокалипсиса было линейно-киношным; похождения же героев по руинам мира лишено каких-то рамок вообще. Селес, Эдгар, Сетцер и воздушный корабль - всё, что нужно для завершения игры. Всё остальное опционально. Таким образом, FFVI сочетает в себе и завлекающую игрока JRPGшную киношность, и напоминающую западные RPG с их нелинейностью "песочницу" с огромным количеством контента. И это очень круто.


Про геймплей тоже хочется сказать много хороших вещей, и на каждую - своё "но". Да, разнообразие - это круто, но мини-игры тут - одно уныние. Да, здешняя система скиллов, оставляющая каждого персонажа уникальным, но при этом дающая возможность каждому выучить заклинания, призывать саммонов и получать бонусы на левелапе, очень-очень правильная, но слишком уж баланс перекошен: в первой половине игры спецатаки героев на ура выносят всех, во второй Ультима обесценивает всё остальное. Да, динамичность - это хорошо, но ебанутая тяга Хироюки Ито к реалтайму без адекватной возможности его раелизовать убивает всё: фф6 страдает от той же беды, что и фф9, когда выполнения заказанных персонажу команд можно ждать очень долго и в итоге так и не дождаться. Одно утешение - анимации в шестерке длятся куда короче, чем в девятке. Зато в фф6 есть совершенно идиотские моменты из числа тех, что до нас не дожили, - например, каменящие противники в данжене, рассчитанном на одного персонажа, враги с Final Attack = Death и с Level 5 = Death и прочими заёбами, которые делают игру не сложнее, а лишь more annoying. И да, черт бы побрал длинные данжены и рандомные битвы везде, где они только существуют.

И мимолетом о менее важных вещах: графика хорошая, но дизайн вызывает большие вопросы, а внешний вид ключевых локаций вроде летающего континента или финальной башни Кефки - еще и тошноту. Музыка полностью соответствует задаваемому сценарием тону: там, где надо, она атмосферна и хороша (а главная тема игры - вообще едва ли не самое лучшее, что Уэмацу за всю свою карьеру написал), но, когда начинаются хиханьки да хаханьки, саундтрек катится туда же.

Вот такой и получилась Final Fantasy VI: очень передовая, очень новаторская, очень впечатляющая местами, но не доводящая ни одного из своих начинаний до полного развития. За что в ней ни возьмись - все окажется с червоточинкой, что персонажи, что боевка, что даже апокалипсис (в том же World of Ruin есть как замечательный Моблиз, так и совершенно пошлый Жидор). Ввиду этого я могу назвать ее хорошей, но не отличной -- но, с другой стороны, для игры 1994 года выпуска смотреться действительно хорошо в конце 2012-го - действительно большое достижение.

Оценка: 7.5