Вот одно. Тут, правда, прямой речи нет, но утверждения очень знатные:
- Recently rumors had begun to circulate that Sakaguchi was planning on leaving Square to head up his own production studio. The director assuaged our fears and mentioned that he has a secure contract with Square.
- In shock and surprise, I asked Mr. Sakaguchi to clarify; was he indicating that a new game is in the works, based on Final Fantasy Unlimited? Not just a game but a game series, he replied.
Ха ха ха, игросериал по FF Unlimited, держи карман шире. Впрочем, это интервью датировано сентябрем 2001-го, а Вада стал президентом и гендиректором в декабре.
И вот второе. И там сразу:
The most important aspect is the depth of the storyline.Каков контраст с современной скварей, правда?
I had a drink with the director behind the PlayOnline network last night actually. [laughs..] He's confident it will be the greatest communication tool ever, and I think it will be an excellent product.
Even after we're done with Final Fantasy XI (11), we're going to continue to challenge ourselves with new network games, much like our new endeavors in CG and movie creation.О да, greatest communication tool ever. Японцы не умеют в интернет, ну совсем. И с онлайновыми играми тоже очень смешно.
The battle sequences were also important, and I wanted to convey... How should I say this... the 'customization' of characters. So the more time you spend developing your characters, the stronger they'll be.Вот это даже комментировать не нужно, кажется. Капитан, ваше судно уплывает.
Фотка с гучевской вечеринки, посвященной 25-летию FF. Насира Гебелли он так и не смог разыскать, я полагаю.
And it's time for the main course. Вот человек, активно интересовавшийся слиянием сквари с эниксом, делает ряд очень важных утверждений, которые выглядят действительно верными (и при этом почему-то недостаточно общеизвестны).
- Эникс в конце 90-х - жалкое никчемное издательство с одним сверхуспешным сериалом, который оно не могло контролировать (DQ и до сих пор полностью в руках Юдзи Хории).
- Скваря в конце 90-х - это бум. Это такие же рок-звезды, как id в середине 90-х с их шутерами - скваря взорвала Запад с фф7 и закрепила репутацию производителей типа-умных сюжетных игр дальнейшими релизами. Гуча тогда все на руках носили и давали ему адовые деньги на фильм.
- Эникс сама пришла к Скваре в 2000-м и попросилась сливаться. И Скваря отказывалась, потому что она тогда была на коне.
- Успех Сквари был бы невозможен без двух людей из руководства: Хисаси Судзуки и Хиронобу Сакагути. Они придумали и организовали параллельную разработку финалок разными командами, решились перейти на CD и так далее. И они же создали сверхдорогую гавайскую студию по производству роликов и фильмов. И, когда их фильм бомбанул, они же и огребли: акционеры помахали им ручкой, и выиграл в этой ситуации Вада, бывший тогда под Судзуки и занимавшийся мелкой херней.
- У Вады были наполеоновские планы, и он пересадил разработку на быстрые рельсы, отменил разные проекты, убедил акционеров в необходимости объединения с Эникс и в том, что все, что делал Судзуки, - хуита. Что думает Судзуки по итогам девяти вадовских лет, вы недавно слышали.
- После ухода Судзуки в компании оставался еще и Гуч - опасный Гуч, который мог подорвать Ваду каким-нибудь своим решением. Так Гуча выпихали из разработки фф12 и отовсюду в принципе, и ему тоже ничего не осталось, кроме как уйти.
- В конце 90-х Скваря издавала игры ЕА в Японии, ЕА издавала игры Сквари на Западе, и той капала изрядная такая прибыль. Это партнерство кончилось с приходом Вады - он хотел, чтобы Скваря стала новой ЕА - и так Скваря купила Quest, Taito и Eidos. Причем очевидно, что что-то ей дало только приобретение Eidos -- да и с ним ей повезло, потому что Eidos собиралась как раз издавать крутые игры, которые вытащили бы ее с днища.
- Всё, что сейчас держит сквареникс на плаву, - это Eidos. Стоит ей облажаться, стоит Ваде протолкнуть какой-нибудь адски дорогой проект с потугой на мэйнстрим, и днище судна треснет. Wouldn't that be fun.
- Кстати, вспомните фф14. According to Yoshida, even many Square Enix staff were concerned and appalled by the publisher’s decision to release the MMORPG in such bad shape. “When I heard that it was going to go on sale as planned, I thought, that will probably be a big mistake,” he said. Я думаю, всем понятно, кто ответственен за решение выпускать этот пиздец. К этоум есть один очень лаконичный комментарий: "Wada mess".
tl;dr: Скваре не нужно было объединение с Эникс. Виной всему происходящему в компании пиздецу Ёити Вада. Который не из Enix, а из Square.
(картинка с деструктоида, приуроченная к памятной дате, когда Вада запретил делать немэйнстримовые игры. как характерно, а)