Часть 2 (Гизамалюк-Клейра, куча поебни ради красного словца)
Часть 3 (Александрия-дерево, лучший сегмент игры)
Часть 4 (Александрия-4 храма, сценарий скатывается в бездну пиздеца)
Часть 5 (Терра-Мемория, тонны невразумительного говна и пафоса)
Честно говоря, я не знаю, с чего начинать обзор фф9. В случае с восьмеркой все было более-менее понятно, в чем именно проблема и где разработчики повели игру "не туда". В случае с девяткой мне удается с трудом выцепить какие-то проблески чего-то неплохого... и только. Огромное количество людей дрочит на нее, называет ее лучшей финалкой и так далее, но это же катастрофический провал похуже восьмерки.
Нет, я понимаю, конечно, там есть мир. Александрия, Дели, Трено, Линдблюм. Может быть, Бурмеция. Ну и плюс леса-болота. Окей, хорошо, маленький ламповый приятный континент с красивыми пререндеренными декорациями и клевой музыкой. I can give you that. But no more.
Дело в том, что этот мир - неживой. Населяющие его неписи совершенно картонны, и их ничего не заботит; у них, по большей части, на всю игру есть две реплики: "всё окей" и "ох неты, наш город разъёбан, как же дальше". Жители Трено, кажется, вообще игнорируют почти что все, что в мире происходит, Линдблюм после александрийского вторжения остается статичной картинкой до конца игры, хотя посещать его героям приходится неоднократно (если что, в необязательном для посещения Делинг-сити на 2 и 3 дисках менялись реплики рандомных неписей, и можно было узнать мнение народа о происходящем, по крайней мере). Всё, что фф9 может предложить в качестве мира, - это картонная декорация с музыкальным аккомпанементом.
И это ведь только половина дела. Герои покидают свой ламповый туманный континент и идут исследовать планету, прибывая в итоге на внешний континент. Там тоже окей - черные маги, странные гномы, судьбоносное дерево. Сюжет к этому моменту тоже вполне себе поспевает, хоть и медленно: за первые два диска мы похищаем принцессу, узнаем о начале войны, тщетно пытаемся спасти от Александрии три несчастных города, узнаем, кто главный злодей и идем выяснять, откуда он и зачем. Завязка как завязка.
Только в том месте, где должна была начаться кульминация, - в конфронтации с Куджей на супердереве - не происходит почти ничего, он лишь подчеркивает свой статус главзлодея и исчезает. После этого нам представляют Гарланда - и на этом фантазия сценариста заканчивается. Оставшиеся полмира - это забытый континент и потерянный континент. Чувствуете разницу? Весь третий диск проходит за идиотскими fetch-квестами, которым даны максимально беспомощные объяснения, а в конце у сценариста окончательно рвёт крышу, и он начинает пороть несусветный ад, жонглируя словами "жизнь", "смерть", "души", "Гайя", "Терра" и "воспоминания" в произвольном порядке. Гарланд, по-спартански сброшенный со сцены, продолжает плести безумный нарратив, герои бродят по метафизическому миру чужих воспоминаний, Куджа сказывается до банального "если не я, то никто", и апофеозом всего этого творческого бессилия становится финальный босс без роду и племени, в репликах и мотивации которого столько же смысла, сколько и во всем сказанном на Терре. Ноль.
Final Fantasy IX часто пытаются оправдать, говоря, что это "милая детская сказка", - как будто это должно отметать какие-то претензии к ней. Это не детская сказка, к слову, уже по возрастному рейтингу. Это финалка, и финалки нацелены на подростков, и подростки же, как можно видеть, фф9 и восхваляют. Она полна пустых и никчемных пафосных реплик, вставленных туда пафоса ради, и добрая половина заставок там находится лишь для того, чтобы ЦА радостно вздрочнула (я уверен, что есть такие, кто утверждает, что фф9 - лучшая уже из-за того, что там саммоны в заставках), а на уместность этого в повествовании и здравый смысл закрываются глаза.
Даже если рассматривать ее с позиции сказки, то она и тут дает сбой. Куджа - персонаж совсем не сказочный. А Кащей Бессмертный, названный тут Гарландом, рушит иллюзию нарочитой простоты здешнего сюжета, накручивая раз за разом новые витки необъясняемого и невнятного вородорота фактов, ни во что цельное не складывающегося (привет, фф1). Вся эта ахинея про Гайю с Террой совершенно не укладывается в сказочность, на которую можно было ссылаться на протяжении первых двух дисков. И стоит ли говорить, что эта попытка выглядеть умно полностью провалилась?
Вообще, Final Fantasy IX - очень глупая игра. Во всем. Потуги на запутанность сюжета здесь бессильны и убоги, драматичность - наигранна, персонажи - пусты, центральная идея... ох. Основная идея игры, постоянно пропагандируемая протагонистом и неоднократно подчеркиваемая почти всеми диалогами с Амарантом, - "делай разную хуйню, ни о чем не задумываясь, и всё у тебя будет заебись". Собственно, это ровно то, что было и в фф8, и о чем я говорил в посте о взрослости. Зидан - максимальный инфантил, которому всё сходит с рук, потому что он - мэрисью, любимчик автора: он и самый крутой хуй на обоих планетах, и плейбой, и всех баб поебал, и принцессу себе получил, и всех друзей спас, и даже с говнюком-братцем красиво простился, да успел на представление к своей бабище. Омерзительно.
Неумные и другие сюжетные линии. Виви мучается от экзистенциальных проблем, разрешаемых одной элементарной репликой - cogito ergo sum. Вся болтовня про боязнь смерти решаема не менее банальным ответом про необходимость оставить свой след в жизни, to make a difference. Вообще, все эти охания черных магов насчет смертности выглядят феерично. Окей, пусть они живут год-два, а люди - в сорок раз больше. Все равно ж умирают все, а ЧМ, в отличие от людей, не нуждаются в длительном росте и воспитании, они сразу всё умеют. Они уже готовы приступать к, ну, making a difference. Про пустышек-геномов вообще почти ничего толком не сказано - их просто выбрасывают на Гайю, и ебись всё конём. Вообще, тема искусственной жизни, самосознания и своего места в мире вполне интересна, и на нее можно много рассуждать. Но Сакагучи рассуждать не умеет. В фф9 нет ни одной умной мысли, а единственная более-менее осязаемая дилемма оказывается у Штайнера. Впрочем, благодаря невероятной толстоте здешней чернобелости даже тупоголовый Консерв быстро принимает верное решение плюнуть на верность короне и защищать Гарнет.
И ведь всё, да. Та же Гарнет - вроде бы тоже центральный персонаж, но она пустышка. Она вся состоит из ахов о мамаше, продолжающихся даже после смерти Бране, и редких соплей в адрес Зидана. Смешно, что она хотела "проявить себя не как королеву, а как саму себя", а на деле проявлять-то нечего. Фрея - вообще никчемность во плоти. Амарант, как упоминалось раньше, создан лишь для того, чтобы кто-то ходил за Зиданом и охуевал от того, как при его рандомности ему всё удаётся.
И практически всё время в кадре находится персонаж, источающий потоки концентрированного уебанства (даже если закрыть глаза на Квину, то первую половину игры это Штайнер, вторую - Эйко; собственно, лучший сегмент игры как раз находится в промежутке между уходом Ржавенького из команды и приходом в нее Недоёбнутой). Это не comic relief, их слишком много, чтобы списать лишь на это. Да и шуток удачных там ноль. Они не забавны, они надоедливы; у этих дебилов есть идея фикс, и они трезвонят о ней в каждой второй реплике. Принцессапринцессапринцесса, зиданзиданзидан, едаедаеда. Я не понимаю, как у девяткодрочеров вообще язык поворачивается упрекать какую-нибудь двенашку в недостаточности тамошних персонажей: из здешней когорты дебилов только одного персонажа можно назвать терпимым - это вечно ищущий ответов Виви. Все остальные - это, как сейчас модно говорить, днище ебаное.
Ну и да, о чем в итоге эта игра? О дружбе и взаимовыручке? Сам Зидан, шлющий всех нахуй перед визитом к Кудже, опровергает это. Да и, в конце концов, разве не в абсолютном большинстве финалок эта тема обмусоливается? Разве собравшиеся в партию герои не поддерживают и выручают друг друга просто по умолчанию? Разве сам по себе этот посыл не достоин кота Леопольда и подготовительной группы детского садика?
Ах да, многие еще любят говорить, что фф9 - это "возвращение к истокам" сериала. It couldn't be farther from the truth. Да, в фф9 полно отсылок к предыдущим частям. Преимущественно таких толстых, что после них нужно руки с Фэйри мыть. Ух ты, вулкан Гулуг с музыкой, охуеть, какой референс. А Гарланд и Сара - персонажи фф1, вы знали? Ничего, что там у них другие роли совсем? Рамух дает героям испытание - выслушать пересказ истории Джозефа из фф2. Просто пересказ без какой-то релевантности происходящему тут. А еще в конце фф3 и фф4 все
И что, вот это называется "возвращение к истокам"? Куча убогих пасхалок? Правда?
Потому что истоки фф - это, например, Амано, а не омерзительнейший арт-дизайн девятки (я сам Амано не люблю, но у него и то лучше). Истоки фф - это развитая система профессий фф5 и открытый мир фф6. Девятка же ограничилась тем, что вернула четырех персонажей в бои, а в остальном деградировала чуть ли не до уровня фф4 - фиксированные роли героев, невозможность поменять партию на протяжении большей части игры, испорченная нахрен АТВ.
Последнее, конечно, бесит до ужаса. Хироюки Ито, который создал финалочную боёвку, затем переоформил её в фф4 в АТВ и окончательно развил до подобающего уровня в фф5-6, в девятке невероятным образом сел в лужу, пытаясь сделать бои динамичнее. Вышло что угодно, только не. Для непонятливых объясню: в фф7 и фф8, например, заказанные персонажу команды выполняются сразу же: при желании можно зайти в меню и переждать все анимации (естественно же, у всех стоит ATB-Wait, я нее представляю, кем надо быть, чтобы выбирать Active). В фф9 - нет. В фф9 команды начинают выполняться только при бегущей шкале АТВ, и враги могут вклиниться между ЛЮБЫХ анимаций партии. Более того, в игре есть статусы, которые работают по времени - например, Poison, Venom, Doom - и они нередко убивают персонажей прямо во время их анимации. То есть, перс жив, но отравлен, он кидает на себя антидот, и пока идет анимация, он умирает, и всё впустую. Вообще, все бои состоят из нудных занятуных анимаций, и персонажи проводят чуть ли не столько же времени в позе готовности к атаке, сколько в ожидании заполнения АТВ-шкалы. А это неправильно. Как неправильно и то, что мы должны страдать из-за того, что мудаки нарисовали длиннющие анимации, во время которых герои дохнут и которые я, например, смотреть не хочу совсем. Возвращение к настоящим истокам, кстати, должно было бы ознаменоваться минимализмом: персы справа, монстры слева, сделан ход, дамаг прошёл, монстры убиты, три секунды на победную мелодию, побежали дальше.
Впрочем, в фф9 все же чувствуется рука геймдизайнера. Идея с АТЕ отличная - жаль только, что здешние персонажи - говно, и сценки с их участием на редкость пусты. Разнообразные данжены тоже неплохи - в теории. На практике песчаный дворец оказывается пшиком, потому что все пауэрапы босса собираются сами собой, Оэйлверт просто ничего особенного собой не представляет, Ипсеновская херь - наоборот, лишь раздражает из-за того, что нет никакого понимания, по какому принципу начинает высчитываться дамаг, и во всех случаях дико бесят рандомные бои. В общем, молодец, что попытался, но всё равно геймплей остался полным говном.
Что остается? Могнет - хорошо. Синтез оружия - хорошо. Карточная игра - жуткая дрянь без адекватной мотивации, без призов и без толковых ориентиров. Более того, она вся выстроена на рандоме, даже в правилах говорится, что гарантий никаких нет, и всё зависит от удачи и только. Чокобокопание - тоже совершенно рандомная гадость. Понятно, что сам по себе процесс успешно затягивает, но вы остановитесь как-нибудь и задумайтесь, что часами долбите землю в надежде, что рандом в этот раз выплюнет в вас заветный чокограф. It's not okay. И секретный босс, Озма, тоже сделан из дурного рандома. Я его убивал однажды, лет десять назад, на 66-м уровне. Первые пару раз он просто сносил мою команду подчистую, не давая толком ничего сделать (статусы, анимации, ага), а на третий сразу же сам себе снял два раза по 9999. Некрон со мной тоже баловался минут 15 постоянными Гранд-кроссами, от которых я не успевал лечиться. Короче говоря, если вам нравится рандом, сходите покидайте кубик, пока не надоест.
И вот мы возвращаемся к тому, с чего начали: а что в девятке хорошего-то? МММ: Мир, Музыка, Муглы. Ну и, пожалуй, разнообразие геймплея, который сам по себе не ок. И закономерный вопрос: как можно давать игре, в которой практически всё "неуд" или того хуже, оценку... да хотя бы выше средней?
Потому что я склоняюсь к 4.5/10.