Часть 1 (начало-поезд)
Часть 2 (тимбер-эдея)
Часть 3 (тюрьма-FH)
Часть 4 (летающий гарден-вторая эдея)
Часть 5 (приют-приют)
Так вот, FFVIII. Познакомился я с ней еще раньше, чем
англоговорящий цивилизованный мир – уже первого сентября 99-го товарищ притащил
пираточку. Еще тогда 14-летний я глубоко охуевал от летающего сада, от
плот-твиста в приютом и прочей ахинеи (включая конечность магии и бесконечность
сосания у врагов), но при этом игра оставила впечатления скорее положительные,
чем нет. Во время обсуждений, впрочем, я привычно занимал позицию критика: у
нас же фф8 превозносилась до небес, потому что Фаргус и первая финалка всея
роисси и дрыщ-лавстори всем на радость, и фанаты времен первых «Правил» считали
ее за манну небесную и послание от ангела по имени Хиронобу.
На самом же деле Сакагути в ее создании почти не участвовал
– почти полную ответственность за восьмерку несут сценарист Нодзима и режиссер
Китасе. И в восьмерке как нельзя лучше прослеживается почерк самого Китасе –
точнее, не сколько почерк, сколько его приоритеты при создании финалок. Все игры,
созданные под началом Китасе, готовы жертвовать всем вообще ради зрелищности.
7, 8, 10, 10-2, 13, 13-2 – везде найдется пачка сценок, которые по логике
являются полным бредом, ничего, по-хорошему, сюжету не дают, однако они там
есть (и, скорее всего, выполнены в виде роликов). Что бы там ни говорили
фанаты, а популярность сериалу принесли именно ролики – иными словами, фф8 –
это «Крюзис» 99 года выпуска. Это красивая пустышка, и если в фф7 и фф10
нашлось что-то еще толковое, помимо обертки, то в фф8 – нет.
Невероятно смешно читать, как оравы фанатов боготворят
тамошний сюжет, когда на деле он вообще ни о чем. Основной конфликт в фф8
надуманный, пустой – нет никакого противостояния интересов, идеологий,
взглядов, чего угодно. Нет моральных дилемм, нет полутонов, нет ни одного
повода для хоть какого-то размышления, все до омерзения черно-белое.
Антагонисты сменяют один другого – президент Делинг, которому
был посвящен весь Тимбер, сбрасывается в утиль по достижению следующего города;
так кропотливо задизайненная Эдея проводит все свое правление за вырезанием
мирных жителей и преследованием школоты, а в итоге оказывается пшиком; стоящая
за всем этим Ультимеция не имеет ни характера, ни предыстории, ни мотивации,
ничего – просто зло ради зла, прямо из проды дошколят; подающий надежды Сайфер
оказывается простым исполнителем воли колдуньи и не более того.
Не лучше и герои. Основная сюжетная линия обошлась бы
Скволлом, его дурной бабёнкой и, наверное, Лагуной. Все остальные – это ебучий
филлер, не несущий в себе ничего полезного или хорошего. Все уроды, все идиоты,
все находятся в игре лишь для того, чтобы любители тех или иных архетипов
нашли, на кого вздрочнуть (хотя и в этом плане она полное говно: даже в мои
подростковые годы, будучи любителем бойких девчонок вроде Юфи, я не питал
никаких симпатий к Сельфи, потому что она бляпиздец просто невыносимо тупая,
так нельзя). Жалкая попытка игры сделать эту ораву упёздышей релевантной стала
притчей во языцех – только ленивый не пнул фф8 за этот гипер-идиотский,
прямо-таки болливудский плот-твист с приютом.
Самое мерзкое же – в основном посыле игры. Вкратце его можно
описать так: «будь безответственным мудаком, и тогда ты всего добьешься». Всю
игру нас потчуют флешбеками о феноменальном лузере Лагуне, который бросил пост,
потерял карту, привел товарищей к полусмерти, вдул жене и бросил ее, ушел за
тридевять земель без гиля в кармане, попал в плен – и всегда действуя
необдуманно, импульсивно, он победил все преграды и стал президентом половины
мира. И в контраст с ним – нелюдимый, серьезный и ответственный Скволл,
которого все постоянно толкают на ненужное ему социоблядство и долбогероизм. И
ему все сходит с рук – все без исключения. Он пиздит правительственный
мега-космокорабль – и никто с него ничего не спрашивает!
В принципе, понятно, на какую аудиторию рассчитывал Китасе.
Все эти замкнутые школьники, мечтающие о появлении в их жизни этакой боевой
ангелицы, которая сама вытащит их за уши из пучины социофобии, которая будет от
них фанатеть, будет сама таскать их на свидания и сама прыгать на хую. Которым
хочется представлять себя командирами (с непременным чувством юмора – надо же
отдать приказ спасти хот-доги!), которые могут послать десятки однокашников на
смерть и потом даже не вспомнить об этом; героями, готовыми спасти свою самку
хоть из вселенского водоворота глистов – и непременно преуспевающими. И чтобы
все сторонние персонажи были безликими уебками, дабы ничто не затмевало великой
славы Игрока Львиное Сердце. Заметно, кстати, что любящих восьмерку парней в
процентном соотношении куда больше по отношению к девушкам, нежели в статистике
относительно остальных частей.
Final Fantasy VIII
также лидирует по части зашкаливающего идиотизма всех персонажей. Вообще всех –
никто не остался в стороне. Герои, сбегающие с поста, потому что одной Кутис
приспичило извиниться; Риноа, бегущая к страшной колдунье, чтобы предложить ей
выпить яду надеть расколдовывающее ожерелье; Зелл, орущий в прямом эфире на
весь мир адовый спойлер; Сайфер, вечно нарывающийся на рожон и захватывающий
президента без каких-либо перспектив; Сельфи, в жизни не сказавшая ни одного
умного слова; Лагуна, даже не скрывающий, что он дурачок, и простодушно чешущий
репу; эстарцы, выбирающие его президентом; Ирвин «я не сказал вам, потому что
вы забыли»; Скволл «я ничего не знаю и знать не хочу, кроме Риноши омг омг омг
омг» и все его прихвостни, толкающие его на дебильные поступки и радующиеся
вседозволенности – черт возьми, да вся игра настолько пронизана тупостью, что
после нее хочется руки мыть с мылом.
И в плане геймплея тут все тоже очень грустно. Есть огромный
мир – но он пустой. Совершенно. Игра регулярно заставляет по нему туда-сюда
летать, и на это уходят часы. Даже в восьмой части сериал не избавился от
мудацкого рудимента, тянущегося еще с фф1 – от использования карты мира в
качестве лабиринта.
Система прокачки сломана, боевка благодаря возможности делать лимит каждый ход – тоже,
сосать магию из врагов невыносимо
уныло. Вне боев очень часто встречается дрянной триггерхантинг. Даже Triple Triad, казавшаяся раньше
чем-то крутым и увлекательным, при более пристальном рассмотрении оказалась
затеей пустой: правила можно подстраивать под себя, а игрока с колодой из
GF/персонажей и простыми правилами (без всяких random/same/plus/combo) не уделает ни
один NPC в принципе. Это работает и в обратную сторону: при полном рандоме
победить NPC с колодой боссов практически нереально. В Triple Triad тупо нет
баланса, как и в основной игре.
Вообще, по части сайдквестов FF8 – полный пиздец. Обельское
озеро подразумевает, что игрок будет тыкаться в рандомные невидимые точки на гигантской
карте, надеясь натолкнуться на триггер. Карточной королеве и остальным надо
проигрывать охерительные карты, не зная, как их потом вернуть. Деревня Шуми –
слепой идиотский триггерхантинг длиной в жизнь. НЛО – сраный рандом. Ваза в
Винхилле – тоже дурной триггерхантинг, хоть и не такой долгий. Чокобо-леса –
просто ебрило сатанинское, ничего более кривого с чокобо еще никто не делал. В
свои первые прохождения, когда доступа к геймфакам у меня не было, я вообще не
подозревал даже, что какие-то сайдквесты тут есть.
С врагами тоже все очень скучно. Есть Ультима и Омега,
которым приходится полагаться на дешевые инстакилл-атаки, чтобы в этой
сломанной системе представлять хоть какую-то угрозу. А из прочих врагов
опасность представляет разве что Мальборо, потому что от всех статусов
эффективно не защитишься, а неправильный выбор 100%-ной ST-Def из-за Bad Breath фатален.
На основании всего вышеперечисленного возникает закономерный
вопрос: а чем фф8 лучше той же фф13? Обе игры пустые, как пробка, обе полагаются
на графон и дурацкий пафос, чтобы достичь популярности, обе имеют полнейших
дебилов в качестве героев и черно-белого злодея, не работающую боевку, пустой
мир и совершенно никакущую опционалку.
Я, однако, отдам предпочтение фф8 по трем причинам. Первая – это саундтрек, который, на мой взгляд, является лучшим из всех написанных Уэмацу. Вторая – это свобода. Да,
здешний мир более неживой, чем пустыня из фоллаута, а боевка отстойная – но
хорошо уже то, что в этом мире мы все равно можем делать то, что угодно нам
(пусть вариантов и не так много), а в плане прокачки в наших руках находится
ровным счетом всё – полная кастомизация характеристик и умений. И третья (и самая важная) причина – это динамичность. В отличие от фф13, где все время сюжет топчется на месте, в фф8 он постоянно мчит вперед, к новым выебонам, и геймплей от него не отстает: каждая локация в игре уникальна, в каждом новом месте с героями происходит что-то новое. За фф8 не заскучаешь – и это очень хороший ей комплимент. Но все же недостаточный, чтобы при всех ее огромных недостатках называть ее хорошей игрой.
5.5/10