вторник, 5 апреля 2011 г.

Square Enix: The Downfall

Как я и обещал, буду выкладывать свои материалы из "СИ" с небольшой задержкой.
Текст немного подкорректирован в угоду актуальности, также проставлены ссылки на соответствующие посты в бложике. Сюда можно и нужно активно ссылаться, если вдруг понадобится кому-то объяснить, почему Ёити Вада - пидарас.




Наверное, все знают, как эта история начинается. Конец 90-х, Squaresoft находится на пике популярности, и ее игры даже без «Final Fantasy» в названии расходятся миллионными тиражами. На волне успеха она анонсирует Final Fantasy: The Spirits Within – полнометражный фильм от Хиронобу Сакагути, отца именитого RPG-сериала. О фотореалистичности персонажей ленты говорят долго и много, но фильм терпит крах в прокате, репутация Сакагути падает вместе с акциями Square, и из-за этого почти срывается ранее запланированное слияние компании с ее основным конкурентом – Enix. Любопытно, что несмотря на это, должность президента объединенной корпорации занял именно Ёити Вада, глава финансово несостоятельной Square. Возможно, это была не лучшая идея.

Многие полагают, что Square после слияния с Enix уже «не та», и клеймят все игры новообразованного холдинга махом – я не из их числа. Напротив, я считаю, что именно объединенная компания произвела на свет лучшие работы своего профильного жанра. Тем не менее, нельзя не отметить ряд более чем странных решений руководства компании.

Например, идея назвать онлайновую Final Fantasy номерной частью. Понятно, что это было сделано для привлечения внимания публики к игре, но от этого не меньше коробит, когда видишь в стройной череде задающих эталоны жанра JRPG одинокую MMORPG. Да и не получилось у Square добиться для FF XI статуса «настоящей FF» –  и я говорю не о качестве ее как ММО, но об отношении к ней публики. Одиннадцатую часть не зазорно обойти стороной, в отличие от всех остальных номерных; она никогда не проскакивает в обсуждениях, словно за десятой частью и правда следует двенадцатая.

Вообще, фиксация Squaresoft на онлайне в начале 2000-х (когда широкополосный Интернет был редкостью даже в США!) была, прямо говоря, нездоровой. Было видно, как сотрудники изо всех сил старались потакать этой прихоти руководства, и у них ничего толкового не выходило. Почувствуйте всю глубину абсурда: официальный гайд по Final Fantasy IX (стоивший 15 с лишним долларов!) содержал лишь минимум информации, а за самым интересным посылал на сайт PlayOnline (в гайде был код для доступа в скрытый раздел сайта). Посетить этот ресурс предлагала и Final Fantasy X, причем прямо на титульном экране. При этом сам сайт PlayOnline был невыносимо убог (а ныне и вовсе канул в Лету), равно как и одноименная система авторизации, прикрученная к Final Fantasy XI. Между пользователем и игрой умельцы из Squaresoft водрузили стену из трех различных уровней авторизации, и не запутаться во всевозможных названиях аккаунтов было очень сложно.

Впрочем, самым показательным шагом Squaresoft стало создание Final Fantasy X-2. Не только сериал впервые поступился принципом «новая часть – новый мир», но и сиквел прошелся по оригиналу измазанными в грязи сапогами, превратив трогательную и трагичную историю FFX в попсовый фарс. Фанаты бушевали, сокрушались и незаслуженно винили во всех грехах Enix.

На деле же смотреть стоит в сторону Ёити Вады. Он стал президентом после того, как предыдущий глава компании, Томоюки Такети, ушел в отставку (по его словам, таким образом он понес ответственность за первый убыточный год за всю историю Square с 1986-го). В последующих интервью Вада четко обозначил курс, которым начала следовать уже Square Enix: «Если уж мы наткнулись на золотую жилу, надо выжать из нее все возможное». Такой подход нельзя назвать удивительным (капитализм, извините уж), но избранный Вадой метод его реализации – еще как. Сам он называет его «полиморфным контентом», а на деле речь идет о кросс-форматности проектов по мотивам каждой из «золотых» вселенных. Сложно рассуждать об успешности этого решения в коммерческом плане (гипотетика, как ни крути) – как знать, быть может, та же Crisis Core продалась бы на PS2 куда большим тиражом. Но с точки зрения геймеров подобный подход катастрофичен: их буквально ставят перед выбором – брать новую консоль ради игры любимого цикла или пропускать эту игру вообще. В случае с Before Crisis: Final Fantasy VII, вышедшей только на японских мобильниках, такого выбора у нас нет.

И сейчас, глядя на результаты этой многолетней дойки лучших игр линейки FF, я не могу не подивиться их никчемности. FF X: отвратительный сиквел; FF VII: хороший фильм и две посредственные игры; FF XII: убогое продолжение; FF Tactics: куцый спин-офф и его убогий сиквел. Ни одна из игр, вышедших «по мотивам», не добавила ничего толкового ни к мирам, ни к раскрытию персонажей оригинальных игр (окей, маленькое исключение для Dirge of Cerberus); они совершенно никчемны, пусты и бессмысленны, а местами – еще и вредны для восприятия первоисточников. Погнавшись за монетизацией популярных проектов, Вада не озаботился тем, что они потеряют ценность.

Также Ваду, очевидно, не слишком волновали кадры: Square Enix покинуло огромное количество известных разработчиков. Первой ласточкой стал, конечно, Хиронобу Сакагути, проштрафившийся своей полнометражкой. За ним последовали композиторы Нобуо Уэмацу, Хитоси Сакимото и Масаси Хамаудзу; сценарист Кадзусиге Нодзима; автор сериала Seiken Densetsu (он же Mana) Коити Иси, продюсер Parasite Eve II Юске Хирата и отец Front Mission Тосиро Цутида.

Говоря о сотрудниках Square, нельзя не упомянуть человека, который мог бы сполна заменить ушедшего Сакагути – Ясуми Мацуно, автора Final Fantasy Tactics и Vagrant Story. Ему доверили разработку двенадцатой части FF еще до релиза десятой, и он взялся за дело со всем перфекционизмом. Вскоре ему пришлось прогнуться под требования корпоративной машины – дескать, слишком уж главный герой был, гм, мужиком. Без шуток – сам дизайнер персонажей Акихико Ёсида подтверждает, что протагонист изменился, дабы угодить целевой аудитории – японским подросткам, то есть. Здравствуй, Ваан, прощай, Баш.

Особенно любопытным здесь видится уход Мацуно с поста руководителя проекта: летом 2005-го, за год до релиза игры (и через лет этак пять после начала ее разработки), было объявлено, что он покидает занимаемые им должности якобы ввиду проблем со здоровьем. Что-то тут не так, не кажется ли вам? Наиболее вероятной причиной, по которой ни на что не жаловавшийся раньше сорокалетний Мацуно мог бросить свое детище, которое он лелеял столько лет, видится лишь нервный срыв – вызванный, в свою очередь, чрезмерным вмешательством в его творение больших шишек Square Enix. Оно продолжилось и дальше: после релиза FF XII был дан старт компиляции Ivalice Alliance без участия самого Мацуно, придумавшего мир Ивалиса.

Тут меня, возможно, одернут и напомнят, что игры-де делаются по заказу и на деньги компаний, и те вольны творить со своей интеллектуальной собственностью что захотят. Спору нет – но это не значит, что мы, потребители, не вправе осуждать их решения.

Впрочем, нельзя сказать, что у Square Enix все гладко и на финансовом фронте. Акции компании последние года этак три только и делают, что теряют в цене, и самое заметное падение их котировки совпало с анонсом приобретения Eidos. Которое, стоит напомнить, было инициативой Ёити Вады. Впрочем, дальше будет еще интереснее.

Но сперва хочется вспомнить Final Fantasy Crystal Chronicles: Echoes of Time. Не только потому, что она – плохая игра, но и потому, что это, наверное, единственный случай выпуска игры на DS и Wii при полной идентичности обеих версий: на экране телевизора отображались два окошечка с DS-графикой. Большей наглости в попытках срубить бабла на мультиплатформенном релизе, кажется, нельзя и придумать.

Нельзя обойти стороной и Final Fantasy XIII, руководить разработкой которой доверили Мотому Торияме. И здесь я буду говорить уже не о его творческой импотенции и отсутствии вкуса, но о неспособности Ториямы вообще занимать подобные должности. Вот его собственная цитата о том, как создавалась FF XIII: «Даже на финальных стадиях разработки команда не имела четкого представления об игре, были разногласия насчет ее ключевых элементов, отсутствовали четкие требования и характеристики продукта, и вдобавок ко всему у нас были проблемы в сообщении между разными подразделениями». Как можно человека, допускающего подобное, утверждать на столь важную роль?

И Ваде аукнулось: поначалу разбрасывавшийся утверждениями о том, что FF XIII имеет шансы стать самой успешной «финалкой» за всю историю сериала, он в итоге признал-таки, что в фэндоме игра вызвала самые полярные отклики. Увы, он не сделал из этой ситуации нужных выводов: очевидно, посчитав, что раз с FF XIII Square Enix тянула слишком долго, то следующую часть надо выбросить на рынок как можно скорее, он «поторопил» Final Fantasy XIV.

Нет, Вада, конечно, говорил, что рассматривает FF XIV как серьезного конкурента World of Warcraft, и достаточно очевидно, откуда у него такое сильное желание видеть свою игру на полках магазинов в сентябре – ведь в декабре выходит «Катаклизм»! Только вот, ежели его так заботит своевременность релиза, почему великолепную Final Fantasy Crystal Chronicles: The Crystal Bearers он выпустил за месяц (в США – за три, но это непринципиально) до появления на прилавках колоссально распиаренной номерной части, которую публика ждала четыре года? Неужели он не понимал, что вышедший тихо, без особой помпы и толковой рекламы спин-офф пройдет незаметным на фоне бушующей хайп-машины HD-монстра под названием Final Fantasy XIII? Нет, этого просто невозможно было не понять.

Равно как и невозможно было не знать, что Final Fantasy XIV банально не готова к запуску. Это господам из Square Enix наверняка сказал отдел контроля за качеством продукции Sony, когда отказывал выпускать на PS3 игру, не успевшую выйти из бета-теста – в прямом смысле слова! Открытое тестирование, длившееся какой-то месяц до релиза, плавно перетекло в обкатывание релизной версии FF XIV – от «беты» отличающейся разве что ценником в $50. При этом Square Enix просила журналистов не публиковать рецензии на игру по крайней мере пару недель – мол, нужно дать игре «настояться». Судя по тому, что они увеличили продолжительность бесплатной подписки, прилагающейся к каждой коробке с игрой, с месяца до трех, чинить там еще очень многое нужно. Как выяснилось недавно, до 70% всего контнта.

Как бы то ни было, посыпались обзоры четырнадцатой «финалки», один другого жестче – по среднему баллу она оказалась худшей частью сериала вообще! После такого PR-фиаско уже неважно, доведут ли ее до ума или нет – ей уже не быть успешной, она уже запомнилась интересующимся индустрией геймерам как катастрофический провал.

И не только геймерам. Один из акционеров Square Enix после выхода Final Fantasy XIV продал все имеющиеся у него акции компании (а это больше 1%, или порядка $26 млн!), написав прямо: «Square, спасибо за ваши продукты – все, кроме последнего. Прощайте».

В то, что Ёити Вада возьмется за ум, я уже не верю. Остается надеяться, что вскоре кончится кредит доверия и других инвесторов Square Enix, и они найдут замену руководству компании – быть может, кого-нибудь поумнее. Или кого-нибудь, понимающего игры получше. Помнится, Кейдзи Инафуне как-то говорил: «Разница между Capcom и Nintendo – в том, что 80 процентов руководства Nintendo занималось разработкой игр, а в Capcom – ноль, и они заботятся только о защите своих интересов». Было бы здорово, если бы Square Enix наконец-то перестала быть «Капкомом», и поскорей.